Русская народная вышивка не утратила своей привлекательности и в 21 веке. Модельеры используют русские узоры вышивки для создания новых коллекций, русские символы выражают патриотизм в спорте, а бизнесмены используют славянские стили, чтобы выделиться среди конкурентов и позиционировать свои бренды на внутреннем рынке. Вышивка в русском стиле украшает одежду, полотенца и интерьеры, и многие люди возвращаются к своим славянским культурным корням.


Изначально ручная вышивка была ремеслом, но сегодня ручная вышивка заменила машинную. Дело в том, что машинная технология позволяет сделать вышивку гораздо более точной, привлекательной, прочной и долговечной. Более того, русская машинная вышивка позволяет делать тысячи копий за короткий промежуток времени.
Мы занимаемся вышивкой с 2007 года. Среди наших клиентов многочисленные ателье и модельеры, выпускающие одежду и коллекции в русском стиле, современные славяне, ролевики и исполнители, участники фольклорных коллективов, организации славянской направленности. Личности, поклонники русской культуры. Для каждого мы создаем именно ту вышивку, которую он искал. Свяжитесь с нами. Мы с удовольствием вышиваем для вас.


История русской вышивки
В России вышивка имела сакральный смысл. То есть он был тесно связан с верованиями в таинственные силы природы и богов. Славянская языческая вышивка появилась задолго до правления Рюрика. Обережные узоры и символы украшали одежду и предметы быта. Красная нить была доминирующей. Они были четко обозначены на белых тканях и привлекали большое внимание.
С принятием христианства начался новый цикл развития русской вышивки. Несмотря на ожесточенную борьбу с языческими корнями, здесь, как и везде, древние обычаи не могли быть исключены. Народная вышивка сочетала старые славянские мотивы с новыми церковными. Например, люди всегда поклонялись солнцу как источнику света и жизни, символизирующему веселого бога Ярило. С принятием христианства солнце не исчезло с вышивки, но теперь символизирует величие Бога.
В эти времена — X-XII века — зародилось и стало развиваться русское искусство золотного шитья. Богатые узоры украшали иконы, церковные сосуды и одежду богатых людей. В это же время в декоративное искусство вошел речной жемчуг, характерный для русской вышивки. С тех пор вышивка жемчугом прочно вошла в мировую историю как особая славянская черта.
Шли годы. Первоначально вышивкой занимались монахини. Это связано с тем, что на Руси вышивка использовалась в основном для украшения церковных предметов. Постепенно вышивку стали использовать знатные женщины. Неясно, было ли это связано с влиянием Анны Ярославовны, которая стала королевой Франции и говорила об этой западной традиции, или просто с благочестивым воспитанием молодых девушек.
В то же время славянская вышивка развивалась в сельской среде. История вышивки, похоже, кроется здесь. Древние языческие мотивы и символы до сих пор украшают одежду, постельное белье и занавески. К 17 веку народная вышивка вошла в моду, и ее узоры проникли в дворянство.
Начиная с XVIII века, русская и славянская вышивка стала подвергаться влиянию западных мотивов. Петр I ввел европейскую одежду, и женщины бросились украшать свои платья по парижской и берлинской моде. Растет спрос на вышивку для мужчин — вышитые кафтаны становятся модой сада. Русская вышивка достигла своего пика в 19 веке, так как век рыцарей требовал элегантности и эстетики.
Появление и распространение машинной вышивки произвело революцию в этом виде искусства. В 20 веке искусство и этническая принадлежность были интегрированы. Африканские мотивы уживались со средневековой символикой, а вышитые строки из стихов А. Брока использовались для украшения танцевальных костюмов для балов-маскарадов.
Русский орнамент в вышивке
Декор отличается от простых узоров повторением одних и тех же элементов. Как возникли эти идеи? Главное, что в древние времена вышитые узоры были не простым украшением, а передавали сакральные знания. Повторяя символ снова и снова, вышивальщицы могли усилить его значение. Особенно это касается вышивки оберегов.
Рассмотрим основные символы русской вышивки.
Славяне поклонялись солнцу. Собственно, как и во всех древних языческих странах. Солнце символизировало жизнь, радость и плодородие. В народной вышивке он часто изображается в виде круга или розетки. Чаще всего этот символ был центром, вокруг которого обвивалось украшение, но встречался и повторяющийся рисунок колес.
Ромб. Популярность этого символа кажется странной, потому что мы забыли его значение. В древние времена ромб символизировал женственность и материнство. Ромб повторялся во многих вариациях на полотенцах, скатертях, юбках и рубашках. Он был неотъемлемым украшением женской одежды и служил талисманом плодородия.
Ставрос. Этот символ был известен задолго до христианства. Обычный крест символизирует солнце, от которого исходят лучи. Разновидность этого символа, свастика, символизировала вращение солнца. Удивительно, как немецкая национал-социалистическая партия выбрала в качестве своего символа национальный символ, который она намеревалась полностью уничтожить! В любом случае, в 20 веке название свастики — пони — определенно уходит в прошлое, так как считается оскверненным символом.
Елочка. Узор «елочка» часто встречается в винтажной вышивке. Это традиционная русская вышивка, символизирующая деревья в целом и древо жизни, лес и природу в частности.
Другие элементы русской вышивки
Конечно, символика русской вышивки не ограничивается орнаментами. Многие реалии жизни отражаются в искусстве вышивальщицы.
Растительные и животные мотивы всегда были особенно популярны. Различные цветы и растения прочно ассоциируются с народной вышивкой. Вспомните платки Павлограда и Палева. А ведь гжельский и хохломской стили вышивки в наши дни распространены и признаны во всем мире! Кстати, гжель заметно отличается от традиционных цветов русской вышивки — красного, черного и золотого.
Животные также часто появляются на холсте. Они символизируют то же самое, что и животные из русского фольклора. Однако вы вряд ли найдете медведей в вышивке. Почему; дело в том, что в языческом тотемическом сознании медведь является предком всех славян и поэтому табуирован. Медведей нельзя описывать, а их имена запрещены. Слово «медведь» — это всего лишь замена. Именно поэтому предки не появляются в вышивальных дизайнах.
Он часто встречается в декоре женских фигур. Это символ плодородия и женственности. Когда женская фигура простирает руки к небу, это символизирует объединение двух принципов.

