

Право первой ночи (лат.: Ius primae noctis, нем.: Recht der ersten Nacht, Herrenrecht, франц.: Droit de cuissage, Droit de prélibation) Recht der ersten Nacht, Herrenrecht, Droit de cuissage, Droit de prélibation) — предполагаемое право землевладельцев и феодалов в средневековых европейских странах провести первую ночь с зависимой крестьянкой после свадьбы и лишить ее девственности. В некоторых случаях крестьянин имел право погасить его, уплатив специальный налог.
Многие историки считают, что право на первую ночь редко использовалось.
Хотя некоторые ученые (Шмидт) полностью отрицают существование этой практики как правового явления, большинство представляют ряд фактов, подтверждающих существование «права первой ночи». Она была широко распространена почти во всех европейских странах и сохранялась до 19 века.
Существуют различные мнения о происхождении этого права. Некоторые, как Вольтер, видят в нем неизбежные последствия рабства. Первая ночь Тот факт, что крепостные могли жениться только с разрешения своего хозяина. Для получения разрешения злоумышленники должны были пойти на определенные «уступки», в то время как другие лорды давали разрешение только при определенных условиях. Случаи.
Даже если эти объяснения справедливы для отдельных случаев, тот факт, что закон первой ночи существует в разных странах и у разных народов, указывает на гораздо более древнее происхождение этого обычая. Бахофен, Морган и Энгельс видят остатки группового брака на правой стороне первой ночи. В то время, когда уже начали формироваться супружеские семьи, мужчины сохраняли права на всех женщин в племени. По мере развития цивилизации круг лиц, имеющих право на жену, становился все меньше и меньше, а осуществление этого права было ограничено во времени и в конечном итоге ограничилось брачной ночью. Главы семейств, священники, военачальники и лорды — Средневековье. Согласно свидетельствам, приведенным Фридрихом Энгельсом, у многих народов друзья и родственники жениха и невесты заявляли о своих родовых правах на невесту в брачную ночь, а жених находился в конце очереди. Это давно известно балеарским и некоторым африканским племенам. Этот обычай до сих пор сохраняется на Балеарских островах Абиссинии. В других случаях чиновники, представители племени или клана — кашики, шаманы, жрецы, князья — занимали место социальной группы и пользовались правом первой ночи.
Появление этого обычая, вероятно, связано со страхом пролить кровь во время девственности. Эта практика была вредна для общества, поскольку считалось, что она связана с потерей большого количества маны. По этой причине приглашались маги или ведуны.


Права первого рыцаря как пережиток группового брака все еще существовали в конце XIX века среди большинства жителей Аляски (Bankroft, «Nature Races», I, 181), таху Северной Мексики (ib., p. 584) и других народов. Люди.
Существование права первой ночи подтверждается рядом обычаев и ритуалов, сохранившихся в течение длительного времени у народов. Сам факт того, что у многих народов старший сын упразднялся (передавался младшему сыну), говорит о том, что он не считался членом семьи.
Jungferzins» (обеты девственниц) просуществовали до последних дней феодализма, и само их название указывает на то, что они были прямым продолжением брачной ночи. Также важен ритуал, согласно которому в день свадьбы крепостных господа должны были положить ногу на брачное ложе или после свадьбы. К этому символическому подтверждению права первой брачной ночи относится и характерный указ 1486 года, изданный католиком Фердинандом. ‘Лорды, когда крестьянин женится, не имеют права спать с его женой в первую ночь, а также в знак своей власти в брачную ночь входить в постель, когда невеста уже легла спать, по поводу данной женщины — также лорды не могут использовать против своей воли дочь или сына крестьянина, независимо от того, платит он или нет’. Это недопустимо» (цитируется по каталонскому оригиналу: Sugenheim Sugenheim, «Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft», СПб., 1861, с. 35).
Трудно сказать, когда перестали использоваться первые ночные законы. Это объясняется тем, что он не действовал в течение одного и того же периода во всех странах. Во Франции, классической стране феодализма, были отдельные случаи использования этого права уже в 1789 году, хотя все закончилось печально для феодалов. В пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро» (1784), действие которой происходит в современной Испании, граф Альбавива отказался от этого права перед своими подданными, специально провозгласив его в честь своей молодой невесты.
Исследователи (Шлецер, Эверс, Татищев, Елагин) видят признаки существования первых вечевых прав на Руси в рассказе летописца о замене «князем» черной кроватки княгини Ольги. Обычай давать приданое помещику перед вступлением в брак сохранялся до отмены крепостного права. Это приданое было известно как «мученичество». В любом случае, насилие помещиков над обнищавшими крепостными в последние столетия — это факт, а не право. Князь Васильчиков в своей книге «Землевладение и землевладение» свидетельствует, что в бытность свою земским начальником он не раз сталкивался со случаями подобного насилия со стороны землевладельцев по отношению к крестьянкам. В 1855 году, за шесть лет до отмены крепостного права, тайный советник Кушадовский был судим и оштрафован за злоупотребление первой ночью.
Современные отголоски русского «права на первую ночь» можно увидеть и в том, что многие свадьбы включают почти традиционную церемонию в честь невесты, которая не имеет ничего общего со средневековыми обычаями. Скорее, она функционирует как своего рода компенсация, требуя от жениха вознаграждения, но не финансового, а просто демонстрации его смекалки и находчивости. Однако отсутствие этих качеств накладывает на жениха мало обязательств.
См. также
- Подборка.
- Община супругов
Литература
В дополнение к вышеуказанным эссе: см.

