Madeleine: как сохранить запах и передать его через Интернет

Дизайнер Эми Рэдклифф разработала концепцию хранения ароматов и воссоздания их в нужный момент для усиления ощущений. Ее устройство, Мадлен, отслеживает запах любого человека, предмета или места. Таким образом, знакомые визуальные образы дополняются их запахами, вызывая воспоминания.

ЧТО ГОВОРЯТ ОПЫТНЫЕ ОФТАЛЬМОЛОГИ...
9 часов назад
Уникальная ортопедическая подушка, которая помогает решить проблему при шейном остеохондрозе...
9 часов назад

Процесс хранения ароматических данных теперь напоминает процесс первых камер. Сильные запахи можно уловить за несколько секунд, но чтобы уловить тонкие запахи, устройство должно работать в течение часа или более.

Для человека запах — это обобщенное ощущение, вызываемое одновременно многими источниками. Физиология восприятия представляет собой множество проблем. Часто бывает трудно определить местонахождение основного источника запаха и взять пробу воздуха непосредственно рядом с ним. Ветер может разносить интересные запахи на сотни метров. Небольшие предметы помещаются непосредственно под воронкой и изолируются во время отбора проб, но запахи от более крупных предметов улавливаются на открытом пространстве, что представляет собой вторую проблему.

Наши собственные запахи, даже если они относительно сильные, обычно отфильтровываются мозгом как знакомые раздражители. Прибор не может провести такое различие и протягивает все через адсорбент. Так, в реальном образце тонкий аромат морского бриза может легко замаскировать запах мыла или крема для рук, на который человек не обратил внимания во время «съемок».

Идея сохранения ароматов возникла благодаря проверенному техническому опыту. Метод был предложен швейцарским химиком и парфюмером Романом Кайзером в 1980 году. Воронка устройства направляется на объект, и включается насос. Воздух, содержащий пахучие вещества, проходит через стеклянную трубку, снабженную картриджем с адсорбирующим материалом.

Роман Кайзер берет образец цветочного аромата. (Фото: nahreisen.ch.)

Последняя версия изготовлена из пористой ионообменной смолы на основе 2,6-дифенилфенола. Полимер устойчив к воздействию атмосферной влаги и высоких температур, а средний размер пор 200 нм обеспечивает высокую пропускную способность. Под торговым названием Tenax TA этот материал уже много лет используется в газоанализаторах для контроля качества окружающего воздуха.

Запечатанные кассеты сохраняют запах в течение нескольких месяцев при нормальных условиях, но аналоговая природа этого метода записи накладывает естественное ограничение. С каждым днем образцы немного портятся, и часть запаха теряется в процессе размножения. Следующий шаг — воспроизведение запаха.

Новая идея заключается в том, чтобы отправлять картриджи с пробами воздуха в специализированную лабораторию, а не хранить их у пользователя. Лаборатория анализирует запах с помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии. Определяется основной источник запаха, т.е. отдельные молекулы запаха. Затем из смеси препаратов выбираются наиболее точные аналоги.

В будущем Эми Рэдклифф надеется разработать методику, которая позволит собирать достаточно точное описание запаха в файл. В отличие от физических образцов, файлы можно копировать без ограничений и передавать через Интернет. Эми мечтает о том, что через несколько лет наступит эра «обонятельного интернета». Поэтому его главная задача — не создание массовых устройств, а привлечение внимания как можно большего числа специалистов в разных областях к общему развитию этого направления.

Сиссель Толаас воспроизводит сложные парфюмерные композиции в лаборатории. (Фото: Калифорнийский университет)

Ученые долго искали способ борьбы с никотиновой зависимостью...
10 часов назад
Как солому на голове превратить в шелковистые волосы
6 часов назад

Одна из первых попыток сохранить память об особых запахах каждого места была предпринята Жаном-Ноэлем Галле, здоровым В конце XVIII века он прошел шесть миль вдоль берегов Сены, записывая в блокнот все запахи, которые он воспринимал, и определяя их источники. Такие файлы помогали ему уловить атмосферу места, но были практически бесполезны для других.

Швейцарский профессор Ганс Рауб пытался использовать атмосферные запахи для усиления эффекта погружения в фильм. В 1960 году был показан фильм «Тайный аромат». Во время показа фильма 30 различных ароматов наполняли фильм по мере развития истории. Однако из-за недостаточной вентиляции запахи накладывались друг на друга, и люди, сидящие рядом с распылителем, чувствовали его сильнее, чем те, кто находился дальше. Это был спорный дебют, и технология Smoly-O-Vision не получила широкого распространения.

Аналогичная инициатива на более высоком уровне была предпринята компанией Digiscent в конце 1990-х годов. Исмеллу даже была предложена идея периферийного компьютерного устройства, которое могло бы выпускать специфические ароматы в ответ на изображения на экране и оповещать об ароматах. Все различные ароматы должны были быть получены из комбинации 128 основных запахов. В мае 2006 года редакция журнала PC World назвала Ismell одним из 205 худших технологических изобретений.

Исмелл (фото: sherweb.com).

Помимо digiscent, идею «цифрового запаха» развивали и многие другие крупные компании. В 2004 году компания France Telecom представила Kaori Web, устройство с шестью ароматическими картриджами для аналогичных целей. В течение года он тестировался в интернет-кафе, но реакция посетителей была скорее негативной.

Год спустя индийская компания SAV Products представила подобное устройство на выставке CES 2005. Она осталась оригинальной. В том же году сотрудники одного из испанских университетов разработали расширение языка XML Smelly.

В 2007 году была основана компания ScentCom для продвижения идеи передачи запаха по цифровым каналам. Он решил проблему заражения камеры и смог добиться более точной идентификации и относительно быстрого изменения запаха.

Различные варианты применения «цифровой передачи запаха» по данным Scencom (изображение: scencom.co.il).

Scencom использовал массив микроэпителиальных ультразвуков, в которых чистые вещества распылялись в общий поток воздуха снаружи устройства. Однако даже этот известный метод и даже многие предложения по конкретным применениям не помогли проекту. В последние три года о нем практически забыли.

Использование запаха на основе ассоциативной памяти становится все более распространенным. Эми Рэдклифф намерена более детально исследовать некоторые известные перцептивные явления, чтобы развить свои идеи. Например, многие люди могут почувствовать запах и даже вкус разрезанного апельсина, если его показать вблизи от них. Память становится активной. Поэтому многие известные образы не нуждаются в создании высокой концентрации аромата. Достаточно небольшого намека для усиления ощущений, чтобы избежать наложения аромата и позволить более быстро рассеивающимся дозам быстрее удаляться из воздуха.

Еще один интересный аспект рекламы заключается в том, что, когда речь идет о реакции на определенные запахи, некоторые люди действительно выбирают их, понюхав. Такое поведение не всегда происходит осознанно. Воздействие по запаху — это особенно низкий уровень доступа к бессознательным психическим процессам.

Уникальная ортопедическая подушка, которая помогает решить проблему при шейном остеохондрозе...
7 часов назад
В свитерах подобрано идеальное соотношение шерсти, хлопка и ПАН, чтобы они не кололись и были приятны...
7 часов назад

Читайте также