Норвегия, достопримечательности, Флом — стоит ли ехать?

Норвегия, достопримечательности, Флом — стоит ли ехать?

В основные туристические достопримечательности Норвегии обязательно входит такой раскрученный бренд – Фломская железная дорога. Я говорю « раскрученный», имея в виду, что поездка по этой дороге входит практически во все организованные туры по стране. После посещения Норвегии у меня сложилось своё мнение на этот счет – им-то я и собираюсь поделиться.

Фломская железная дорога

До скандинавской поездки, начитавшись рекламных материалов, я решила, что дорогу и строили в живописном районе исключительно под экскурсионные нужды. На месте оказалось: ан нет! Дорогу задумали ещё в конце 19 века, как магистраль, соединяющую Осло и Берген.

flomskaya doroga
Едем по Фломской дороге

Строительство было нелегким, пришлось проложить немало тоннелей. Но:

  • У меня сложилось впечатление, что тоннелями норвежцев не запугаешь. Когда мы в первый раз подъезжали к тоннелю, который начинался прямо в чреве огромной горы – были в недоумении: как же нам удастся проехать насквозь всю эту махину?! Ничего, проехали… Всего-то 4,5 км!:) Потом мы проехали тоннелей немереное количество. Из них: тоннель протяженностью в 11 км, тоннель с развязками, тоннель-серпантин.
  • Наверно, сложность инженерная оправдывалась расчетами экономическими. В то время Норвегия совершенно ещё не являлась магнитом для туристов со всего мира. И проезд по дороге не задумывался как туристический аттракцион. Это была реальная пассажирская транспортная магистраль. Я удивилась, но на месте увидела, что и сейчас кроме толпы туристов, по вагонам рассаживались какие-то местные. Хотя, сколько тех местных в Норвегии? Конечно, в наши дни Фломская железная дорога используется практически на 90% в туристических целях.

Что можно увидеть

В чем же прелесть данной экскурсионной поездки? Ну, во-первых, экскурсионный маршрут начинается и заканчивается в местечке Флом. Крошечный совершенно городок. Но мне он приглянулся тем, что кроме железнодорожного маршрута, там же можно стартовать и в круиз по Согне-фьорду.

kruiznoe sudno
Пристань во Фломе и круизное судно

Поэтому там находится очень такая симпатичная пристань с деревянным настилом. А к ней пристают как небольшие катера, так и  настоящие круизные монстры! Ведь фьорды чаще всего не имеют пологого берега, это может быть сразу стремительный обрыв со значительной глубиной. Эта глубина и позволяет пришвартовываться суднам с глубокой посадкой – это я так, по-дилетантски объясняю.

А вторая прелесть Флома: там мне больше всего понравился выбор сувениров. Никакой тягой к серьёзному шоппингу я не страдаю, но сувениры – это да. И в Норвегии мест сувенирных посетила без счета. Во Фломе понравилось больше всего.

Да, но отправимся наконец-то в путь! Экскурсия представляет из себя поездку по живописнейшим местам, продолжительность: 1 час в одну сторону и по тому же маршруту возвращаемся во Флом – ещё 1 час. Все красивости наблюдаем из окна вагона.

passazhirskiy avtobus
Пассажирский, нет — экскурсионный автобус)))
iz okna
Вид из окна поезда
po flomskoy doroge
Пейзажи вдоль Фломской дороги
vid iz okna
Виды за окном
flom
Видна дорога-серпантин
vid za oknom
За окном — Норвегия

Примерно на средине маршрута предусмотрена специальная остановка со смотровой площадкой у превосходного водопада. Там даже происходит некая инсценировка: у водопада, между скалами появляется девушка, изображающая хюльдру. Это такой персонаж норвежского эпоса, типа троллей.

vodopad
Остановка у водопада

Хюльдра танцует и кружится под музыку, но всё это на значительном расстоянии. Живым глазом ещё что-то видишь, а на видео получилось мелко и неубедительно – стерла.

Что можно увидеть по другим дорогам

Хороша ли Фломская дорога? Ответ однозначный и незамедлительный: хороша. Но теперь другой вопрос: а есть ли в Норвегии дороги не живописные? Ответ: может быть. Но по своим туристическим маршрутам мы намотали по стране более 3000 км. И наверно не было ни одного, где бы возможно было отвести взгляд от окна! Красота вдоль дорог просто невероятная. Судите сами: выкладываю только чуть-чуть видов, наспех выхваченных просто из автобусного окна.

za oknom avtobusa
За окном автобуса
vodopadi
Водопады везде — большие и маленькие
domiki
Придорожные домики
doroga trolley
Дорога троллей
fiordi
За окном — фьорды
vid iz okna
Вид из окна
v gorax
Высоко в горах в августе — снег
domik
Домик в горах
voda i nebo
Вода и небо
tuman
Знаменитый норвежский туман

А это остановка на фото-паузу у водопада недалеко от трассы.

na podxode k vodopadu
Постепенно подбираемся к водопаду
malenkiy vodopad
Начинаются маленькие водопадики
vodopadiche
Виден уже большой…
vo vsey krase
И вот он — во всей красе!

И окончательный штрих: все наши остановки с фото-паузами и, разумеется, все впечатления, что получали по пути следования, не стоили нам никаких дополнительных денег. Только, собственно, предоплаченная стоимость тура. Экскурсия же по Фломской железной дороге не входила в программу того тура, которым воспользовалась я. Она предоставляется по желанию и стоит … 60 евро!

Вывод

Что-то мне подсказывает, что вывод у многих уже напросился сам собой. Но всё же я позволю себе облечь его в слова. Возможны следующие варианты:

  • Вы едете в непродолжительный тур, в котором Норвегия представлена Осло и может ещё каким-то городом. В таких турах обычно норвежская природа особо не представлена, знакомство с ней как раз и сконцентрировано в поездке во Флом. Что ж, если вы выбрали такой тур, тогда ответ однозначный: ехать стоит, надо увидеть необыкновенную природную красоту хотя бы в таком кратком обзоре.
  • Но если вы едете в Норвегию как самостоятельный путешественник или вы выбрали такой тур, как это сделала я: в нем очень много живописных дорог по Норвегии, в программу входят многие природные объекты, тогда вам не стоит дополнительно оплачивать поездку по Фломской дороге.  Вы и без неё получите колоссальные впечатления! Таково моё скромное мнение.

Это тоже интересно

Комментарии

  • А какой тур Вы выбрали? Я мечтаю побывать в Норвегии и очень хотелось бы увидеть природу этой страны и не скакать галопом по Европам.

    • Ольга, я не знаю откуда вы, если из России, то Вам моя ссылка на мой конкретный тур не подойдет, потому что весь маршрут строится из Украины. Но вообще-то тур был такой: продолжительностью где-то 10 дней, совмещает и города (Стокгольм, Сигтуна, Гётеборг — Швеция, Осло, Олессунд,Берген, Ставангер — Норвегия) и природу. В Норвегии главное, чтоб было побольше природы (круизы по фьордам, ледник Бриксдайл, Утёс Прекестулен, дорога Троллей — это то, что было у нас). Но города тоже неплохо, тем более переезжая из города в город (где автобусом. где на пароме) по дороге тоже видишь немереное количество всяких красот. Если будут ещё вопросы — задавайте. Да и за постами можно посматривать: я ещё далеко не исчерпала скандинавскую тему, ещё буду писать и писать:)

      • Ольга,скажите как вы передвигались на автобусах между этими достопримечательностями?

        • Дмитрий. всё очень просто — это ж был автобусный тур, все эти сотни км мы проехали на нашем автобусе, который вёз нас от самого дома через всю Польшу, потом на пароме из Гданьска в Скандинавию.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх