Знаменитые оперные арии

Знаменитые оперные арии

Я бы сказала, что есть два вида знаменитых оперных арий. Первые живут как бы в рамках именно оперного искусства: они известны и любимы, но исключительно в сообществе меломанов этого жанра. А вторые вырвались на широкие просторы: их не редко использовали в кинофильмах , а иногда и вовсе при сопровождении мероприятий совершенно далеких от оперных подмостков. Сегодня я хочу назвать несколько арий вот этого второго типа, с одной стороны – это самая настоящая оперная классика, с другой – эти знаменитые арии стали эталоном хорошего вкуса даже у людей, никогда не любивших оперу.

  • Nessun dorma – Несун дорма – Пусть никто не спит.

Это ария принца Калафа из оперы итальянского композитора Джакомо Пуччини «Турандот». В 1990 году Лучано Паворотти исполнил оперную арию Nessun dorma на чемпионате мира по футболу, и с тех пор произведение стало популярно среди массового слушателя, как ни одно другое произведение классического оперного репертуара. Она не только звучит в художественных фильмах, кавер-версии знаменитой оперной арии используют музыканты даже такого направления как хэви-метал!

  • Una furtiva lagrima – Потаенная слеза.

Ария Неморино из оперы Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Её пели самые знаменитые тенора: Марио Ланца, Лучано Паваротти, Беньямино Джильи, Пласидо Доминго.

А ещё для меня некоторые оперные арии звучат необыкновенно, волшебно, фантастически, фоном к каким-то событиям в художественных фильмах. Один такой ни с чем не сравнимый случай я уже описывала. А теперь вот – Una furtiva lagrima, эта знаменитая оперная ария в исполнении Энрико Карузо очень красиво звучит в одном старом советском фильме.

Теперь… что-то давненько я не цитировала своего любимого Стивена Фрая! А сейчас представляется случай процитировать вкусный кусочек:). Сначала немного перескажу: якобы когда шли репетиции новой оперы Джузеппе Верди «Риголетто», то неоднократно повторялась одна и та же необъяснимая и странная ситуация. Оркестр исправно играл по нотам, но как только исполнение доходило до определенного места, музыканты натыкались просто на чистый лист, страницу как бы оставленную про запас, на потом. Заминка, музыканты ждут разъяснений от дирижера — а им и был сам Джузеппе Верди — но разъяснений нет! Вместо них какие-то сбивчивые слова о том, что пока рано, оставим это… И только когда оркестр собрался на последнюю генеральную репетицию, буквально перед самым выступлением, композитор наконец-то решился показать ноты этой недостающей арии!

Ария называется La donna è mobile – Сердце красавиц склонно к измене. В некоторых переводах она значится как «Все женщины — лгуньи», а ещё её часто называют песенкой герцога ну-у-у … потому, что в опере Риголетто её поёт как раз-таки Герцог.

Ну-с, эта опера, «Риголетто», была в тот вечер исполнена вместе с ударной арией, которую Верди до последнего дня скрывал даже от своего оркестра, — с арией «La donna è mobile».

Нет, согласитесь — мелодия сногсшибательная. Теперь вы понимаете, почему он над ней так трясся. Одна из тех мелодий, которые раз услышишь и уж больше из головы никогда не выкинешь.

  • Vesti la giubba – «Надеть костюм».

Ария из оперы «Паяцы» композитора Руджеро Леонкавалло. О-о-! тут можно много чего сказать интересного:

  • Я не совсем поняла: имеются ли в виду только оперные арии, или вообще все виды звукозаписи, но Википедия сообщает, что именно запись арии Канио (исполнял её знаменитый Энрико Карузо) была первой в истории человечества, которая продалась миллионным тиражом.
  • Образ паяца Канио стал символом «трагического клоуна», по всей вероятности от него пошла традиция рисовать слезы на щеках клоунов.
  • Считается, что сюжет оперы «Паяцы» основан на реальной истории: во время представления уличных актёров, муж прямо на сцене убивает неверную жену.

Вы не заметили, что все перечисленные мною арии являются мужскими партиями? Значит ли это, что среди самых знаменитых арий нет места женским голосам? Конечно, нет! Это значит только, что я просто не знаю о знаменитых женских ариях… Если есть что кому сказать – будьте так любезны: дополняйте:).

P.S

Сама себе удивляюсь — что это я? сосредоточилась и вспомнила женские арии, которые полюбила ещё раньше… об этом — здесь.

Это тоже интересно

Комментарии

  • Ольга, какие замечательные арии вы подобрали, я получила огромное удовольствие. Вспомнила фильмы о Карузо, исполнение Марио Ланца, Паваротти… А девочка с конкурса талантов — удивительный голос!
    Да с женскими ариями труднее, может что-то из Травиаты или Чио-чио-сан?

    • «Да с женскими ариями труднее, может что-то из Травиаты или Чио-чио-сан?»
      Да, конечно, эти и многие другие — очень достойные вещи, но по-моему. по уровню известности и народной любви им всё же далеко до названных мужских арий…
      А вообще, помнится, я где-то встречала мнение, что одни из самых сложных женский партий — это ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта и что-то из «Сказок Гофмана» Оффенбаха.
      Кстати, из этой последней оперы есть произведение, и мною лично горячо любимое, и часто звучащее в различных фильмах. Это баркаролла, я её постоянно упоминаю, вот это и может послужить образцом великолепного женского исполнения. А ещё из слышанных мною в живую любимейших опер «Кармен» и «Севильский цирюльник». Там ведь тоже хабанера Кармен и ария Розины — знамениты и очень известны!

  • Ольга, с огромным удовольствием почитала и послушала арии. Джеки, конечно, волшебница, обожаю такого плана перидачи, как Got Talent

    • Да, я тоже люблю эти передачи, там действительно иногда встречаются оч-чень талантливые люди. И да — Джеки совершенно уникальна!

  • Какие красивые арии, голоса певцов. Замечательно.

  • Cегодня Кармен!

  • Ну у нормального человека о женской арии всегда сразу вспоминается вторая ария царицы ночи из волшебной флейты.

    • Да, согласна, что Царицу Ночи нельзя не вспомнить, когда речь идёт о женских ариях. Я и вспомнила:). Но только я бы не стала так категорично выдвигать как критерий «нормальности» знание этой арии:)

  • Первое, что приходит на ум: Casta Diva, Ария царицы ночи, O mio babbino caro, Flower duet…..

    • Андрей, благодарю за комментарий и участие в разговоре! Очень конструктивно:) у этого поста есть продолжение — женские арии, туда вошла Царица Ночи, все остальные названные вами арии тоже хороши невероятно, с удовольствием их прослушала ещё раз. А Цветочный дуэт — это для меня открытие:)

  • Будьте добры! Не подскажете ли вы из какой оперы ария (и чья она), где есть такие слова: «О, Маританна, моя Маританна! Я никогда-никогда на забуду тебя!» Заранее большое спасибо!

    • День добрый!Это не опера, это — сначала театральная постановка, а затем и телевизионная (дело было в первой половине 20-го века) спектакля «Дон Сезар де Базан». Музыку написал замечательный композитор Г. Свиридов. По жанру это пожалуй больше похоже на оперетту, чем на оперу. Маритана главная героиня, этакая девушка из народа:).
      Благодарю за внимание к моему блогу и желаю много новых музыкальных открытий!

  • Большое вам спасибо за такой подробный ответ! С самыми наилучшими пожеланиями!

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх