Увертюры к известным операм

Увертюры к известным операм

Наконец я смогла послушать в живом исполнении «Принцессу Турандот». Ну вы понимаете — да?, почему она меня так манила:). А кто не понимает, скажу: в этой опере Пуччини имеется одна из знаменитейших оперных арий Несун дорма. Раньше я из всего Пуччини только и слышала, что одну эту арию в разных записях. А хотелось же послушать в контексте, так сказать. И вот сбылось, в репертуаре нашего оперного театра появилась Турандот.

Знакомство с этой оперой принесло мне следующее открытие: у неё нет увертюры!!! То есть оркестр начинает игру и практически с первыми звуками на сцене начинается действие. Па-азвольте. как же так? Это было так неожиданно и вместе с тем так уверенно, что я засомневалась даже: а все ли известные оперы имеют увертюры? Начнем с мат. части: что такое вообще эта самая увертюра? Википедия определяет этот термин как вступление к музыкальному спектаклю. Причем только инструментальное вступление, без намёка на вокал. Для меня в этом и кроется основная задача увертюры: подготовить слушателя, нагнать аппетит и только потом уже приступать к основному действию с танцами, вокальными ариями и хором. Только такой порядок меня наилучшим образом устраивает. Не знаю, что это Пуччини вздумалось убрать этот элемент из своего произведения?

Некоторые увертюры настолько прелестны, что их можно слушать отдельно, в отрыве от целого спектакля. Они, собственно, и послужили со временем основой для самодостаточного жанра оркестровой музыки — симфонии. Ну ладно, хватит слов, давайте послушаем что-нибудь?

Начать хочу со своей любимой оперы и не менее любимой отдельно взятой увертюры — Севильский цирюльник Россини. Ситуация с этой увертюрой сложилась хрестоматийно-комическая. Композитор писал её в традициях первых увертюр, которые имели развлекательный характер — они заполняли время. пока зрители усаживались по своим местам. Тематически эти композиции не имели связи с целым произведением. Но этого мало: Россини, не смущаясь, использовал в Севильском цирюльнике увертюру, написанную ранее к другой опере! Но слушать её можно бесконечно:

Оперу Россини Вильгельм Телль я не слушала, но увертюра к ней хорошо известна и легко узнаваема:

Ну, и для разнообразия оторвусь-ка я уже от Россини:) и предложу послушать совсем даже не итальянскую оперу, а точнее увертюру к опере. Руслан и Людмила Глинки:

Можно и ещё больше разнообразить наш музыкальный час:). Для этой цели очень даже подойдёт увертюра к опере Вагнера Лоэнгрин:

 

Это тоже интересно

Комментарии

  • Глинка, Садко. Севильский цирюльник. К сожалению это всё, что пришло вот так на ум. Безусловно у каждого свой вкус, и вам могут нравиться другие увертюры, но я далёк от музыки и это всё, что знаю.

    • Ну вот. по крайней мере одна нам нравится одинаково — Севильский цирюльник:)

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх