современные композиторы классической музыки

современные композиторы классической музыки

Чтобы позволить себе соловьём разливаться на заявленную тему, хочу сразу немного определиться с терминологией: что мы будем называть классической музыкой и кого мы будем считать современными композиторами? И в этих вопросах я, пожалуй, полностью положусь на мнение Стивена Фрая, книгой которого об истории классической музыки я буквально зачитывалась. Так что если кто со мной не согласится: вопросы, пожалуйста, не ко мне – к Стивену Фраю:). Итак,

  • Классическая музыка. Строго говоря, этот термин относится только к довольно короткому периоду классицизма (примерно 1750-1830 годы). Но если мы только слушатели, скажите: нужны ли нам эти строгости? Поэтому у широкой массы людей вошло в устойчивую привычку классической называть любую серьёзную музыку, требующую определенных эмоциональных усилий и внимания для прослушивания.
  • Современные композиторы.Традиционно считается, что классическая – это музыка, прошедшая испытание временем, музыка прошлого. О каких тогда современных композиторах можно говорить? Получается, что классическая музыка современной быть не может? Нет, всё-таки, когда мы перевалили в 21 век и век 20 стал уже прошлым, то и произошла некая метаморфоза. С одной стороны: прошлый век позволяет к его музыке уже относиться как к классической. А с другой стороны: вот же он, мы жили в нём совсем недавно! Следовательно, эта музыка и современна.

Мой список современных классических композиторов

Вот исходя из изложенных выше тезисов, я и готова представить вам свой весьма короткий топ. Он не претендует на перечисление всех заслуженных имен, в нем сказываются только мои личные взгляды. Ни хронологию, ни ранжирование произведений современной классической музыки я не соблюдаю. Итак, вот этот список:

Морис Равель. Самое его известное произведение – Болеро. Отношение к нему самые противоречивые: кто-то вообще не считает это классической музыкой, кто-то в восторге. Слушала несколько раз в живом исполнении, нравится.

Сергей Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Паганини – классический композитор, который подарил современным композиторам практически вечную тему!

Дмитрий Шостакович. Если не ошибаюсь, ещё при жизни был назван классиком. Уважаю, но пока ещё надо открывать его музыку для себя.

Сергей Прокофьев. Мой любимый Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульета». Это произведение для меня является как раз эталоном: и современное, и классическое.

Карл Орф. Я не знаю как называется форма того произведения, которое сделало его знаменитым. Это Кармина Бурана, в нашем оперном театре она значится как «Музыкально-хореографическое действо для хора, солистов, балета, оркестра». В общем, Орф взял стихи средневековых поэтов-вагантов и положил их на музыку. Говорят, что композитор после окончания этой работы, распорядился, чтоб его издатель уничтожил всё, что было написано раннее.

Теперь хочу процитировать Фрая:

Киномузыка — не есть ли она новая классическая музыка?

Так вот, из кино-композиторов 20-го века, то есть современных классических композиторов список у меня и вовсе короткий. Может вы, читатели, дополните его своей любимой музыкой кино?

Леонард Бернстайн. Это не та классическая музыка, которую я могла бы назвать любимой, но уж очень она известна. Я говорю о мюзикле «Вестсайдская история» — современная вариация на тему Ромео и Джульета.

Нино Рота. Итальянский композитор, написавший музыку ко многим культовым фильмам 20-го века. Его версия «Ромео и Джульета» — восхитительна! Я долго считала, что это какая-то старинная, средневековая музыка. Была немало удивлена, когда узнала, что она весьма современная.

Альфред Шнитке. Наверно из всех перечисленных – самый современный композитор. Это было настоящее открытие для меня, во всяком случае то, что слушала и что сейчас выложу.

Есть и ещё целый отряд современных композиторов, пишущих классическую музыку – авангард. Но её я не понимаю вовсе и в этом направлении список у меня отсутствует начисто! Опять цитирую Фрая:

Конечно, перемены происходили всегда: появлялись пугающие — шокирующие даже — новые сочинения, от которых публика просто немела и проникалась желанием поскорее убраться домой. Вспомните Вагнера, Бетховена, Баха — все они приводили публику в ужас. Может быть, не так же часто, как в восторг, но приводили непременно. Композиторы же авангардной волны проделывают следующее: они говорят на языке, который не столько ужасает публику, сколько оставляет ее в неведении того обстоятельства, что перед ней — музыка и, стало быть, имеется причина ужасаться.

И тему на этом закрываю:).

P.S

Да нет, конечно, как можно так быстро исчерпать эту тему! Добавила своё мнение и о классическом кроссовере, и об исполнителях классической музыки, и о лучшем в моей жизни музыкальном представлении!

P.S.S:)

И вот ещё без кого не получается мой список современных классиков!

Это тоже интересно

Комментарии

  • Интересная классификация классической музыки, ведь в общепринятом понимании к ней относится все, что было написано не позже начала прошлого века. И, кстати, моя недавняя находка — Эрик Сати, писала о нем в жж, если интересно, там же и музыка выложена.
    http://spring625.livejournal.com/191684.html
    К классике возвращаюсь время от времени, пытаюсь слушать что-то заново. Послушала также композиции, выложенные у вас. И все-таки как есть определенные сложившиеся предпочтения, так они и остаются пока.

    • Да, классификация возможно и спорная, но поразмышлять об этом интересно.
      Эрик Сати… Знакомое имя, но чёткого представления нет. Обязательно зайду к вам, Лена, послушаю. Вот только с комментариями в жж у меня как-то не складывается. я уже как-то заходила туда к вам, по-моему про Турцию читала впечатления. А с комментарием что-то там не получилось…

    • Здравствуйте Елена.Прочитал Вашу статью.Правда она датирована 2014 годом и за это время многое могло измениться.И Ваше отношение к современным композиторам и их творчеству,да и просто тема стала не актуальной.Если у Вас есть время для разговора,-напишите мне.У меня на сайте есть кое — какие высказывания по — этому поводу,но это моё личное мнение.Я тоже считаю,что пишу классическую музыку.В основном она нравится,но были и пару «консерваторов»,которые не принимают никакие отклонения,хотя я ничего не придумываю и не изобретаю велосипед.Записываю,что слышу.Пару моих произведений загружено в интернете,но пока незнакомы широкой публике,предпочитающей слушать,а не смотреть партитуры и слышать. С уважением Александр.

      • Александр, приветствую вас! Тема классической музыки актуальна вот уже несколько веков, так что с 2014 года ничего принципиально в этом смысле не изменилось:).
        Я не совсем поняла: обращаетесь ли вы ко мне (я -Ольга) или к моей читательнице Елене, которая оставила свой комментарий. Ну да всё равно спасибо за отзыв. На днях выберу время и обязательно напишу вам лично.

  • Благодарю! Было приятно послушать 😉

  • В классической музыке не разбираюсь, но было очень приятно послушать и отдохнуть. Спасибо.

    • А мы тут как-то уже говорили об этом: я тоже не разбираюсь, но на уровне «нравится-не нравится» ведь каждый может иметь своё мнение. Так что Оля, заходите, отдыхайте:)

  • Арво Пярт и Ян Сибелиус 🙂

    • Анна, благодарю!
      С жизнью и творчеством Яна Сибелиуса немного знакома. Арво Пярт — имя на слуху, но не знаю определенно его произведений. Надо послушать, может оказаться, что это что-то хорошо знакомое, но не зафиксированное в памяти:)

  • Не спец, не знаток классики….Слушаю многих классиков, но немногие композиции….и что такое, «классика»? Интересно, как бы звучала музыка «классических классиков», будь у них те же возможности, что и у нынешних музыкантов….
    А из современных предпочитаю этих: ATLI ORVARSSON, JESPER KYD, STEVE JABLONSKY, TREVOR MORRIS, Hans Zimmer, Philip Glass….всё это «на любителя»….

    • Сергей, благодарю за комментарий, очень приятно видеть, когда кто-то не ленится высказать своё мнение! На счет «как бы звучала музыка «классических классиков», будь у них те же возможности, что и у нынешних музыкантов….» — я не знаю, конечно. Но может потому всё так интересно, что у каждого времени своё звучание? Ведь многие вещи прошлых веков сейчас невозможно воспроизвести в аутентичном варианте по причине того, что сейчас нет тех инструментов. Я, честно говоря, вообще не считаю, что чем меньше технических возможностей, тем менее талантливое исполнение. Единственное о чём я очень печалюсь — что со времен отсутствия звукозаписи для нас безвозвратно утеряно натуральное звучание этих времен, в основном жалею о невозможности услышать вокал прославленных певцов…
      А имена, перечисленные вами — все для меня незнакомые, попробую послушать:)

  • Я просто побуду благодарным слушателем — хорошая очень подборка и обсуждение интересное. Я просто в классификации не сильна, а к посту ещё наверняка вернусь. Спасибо, Ольга!

  • https://www.youtube.com/watch?v=rn7guGSt4d8 — Послушайте особую музыку, которая затронет ваши сердца, под названием «Осенняя грусть»

    • Валентина, благодарю за участие в разговоре, а ещё больше — за реальный творческий вклад!!! Желаю новых успехов:)

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх