По Венеции с баркаролой

По Венеции с баркаролой

Достопримечательности Венеции описаны тысячекратно. Ещё бы – ведь она стала центром паломничества туристов задолго до наступления эры массового туризма! Но я, собственно, ставлю себе другую задачу: понять и почувствовать волнующую ауру этого города, которая кажется мне порой непостижимой.

vidi venecii
Город-загадка

Совсем немного я уже приоткрывала завесу: в 17-18 веках венецианские традиции и блистательные образцы искусства  создали Светлейшей славу культурной столицы Европы. Но я умышленно не касалась музыки. Поскольку это – отдельная история.

Музыка везде и всегда

Период барокко предъявил миру своего рода феномен – Венецию музыкальную. Говоря так, я имею в виду не одно только виртуозное мастерство композиторов и музыкантов. Уникальна сама роль, которую исполнял этот вид искусства в жизни венецианского общества.

А роль эта была такова, что вряд ли можно считать, что политические  и религиозные события занимали место большее в жизни венецианских граждан. К тому же осмелюсь полагать, что как раз музыкальные достижения Светлейшей и служили своеобразным «магнитом» для европейцев.

Музыка охватила все без исключения сферы жизни в республике. Прежде всего, музыка духовная. Во всяком случае, до наступления пышного времени барокко, именно Церковь являлась главным действующим лицом в музыкальном мире.

Кроме церковной, всё смелее звучала музыка и светская. Частные аристократические дома, театры, даже учреждения благотворительного характера – всё это были площадки для проведения концертов.

muzika
Музыка везде и всегда

Но настоящим феноменом можно назвать следующее явление: всенародная, необъятная любовь к этому искусству! Ведь мы не отдаём себе отчёта, когда любуемся закатом солнца или умиляемся улыбке ребёнка. Такое же инстинктивное чувство испытывал каждый житель республики по отношению к музыке.

Вот сохранившиеся записи с впечатлениями французского путешественника Анжа Гудара:

Музыка здесь не ограничивается элегантным обществом, но проникает также в мир бедняков: выпрашивая на пропитание, нищие поют… Жаль, милорд, что вас тут нет, ибо я мог бы устроить Вам великолепный концерт посреди площади св. Марка – с хором из пятидесяти человек, которые все поголовно были бы настоящими попрошайками, умеющими, однако, звучать не хуже парижской Оперы. Только не подумайте, будто сии виртуозы умеют читать ноты, ибо почти все они слепы.

Венецианская песня

Венеция уже в то время была городом необыкновенным: средоточие жизни в Лагуне, использование для перемещений лодок делали её неповторимой и удивительной. Музыкальные пристрастия тоже имели свои особенные качества.

Когда-то жил в республике некий гражданин Леонардо Джустиниан. Он являлся членом одного из самых старейших и авторитетных семейств Венеции, его мнение имело вес и репутацию у горожан. Так получилось, что личная привязанность  Джустиниана к песенным мотивам «из народа» вошла в моду.

И вот представьте себе, эта мода просуществовала не один век. Мало того, она превратилась в особый «корпоративный стиль» гондольеров Венеции. Напевая эти плавные гармоничные мотивы, они приводили в самое восторженное состояние всех гостей Светлейшей.

gondolyeri
Гондольеры Венеции

В своё время, среди прочих, нанёс визит в республику и Жан-Жак Руссо. После того, как ему довелось услышать песни венецианских лодочников, этот француз воскликнул:

Оказывается, прежде я просто не слыхивал настоящего пения!

В то время распространенной была сцена: певцы из народа, находясь в соседних гондолах, перебрасываются октавами, составляя на ходу этакий импровизированный хор. Те, кто находился в гондоле, всегда были благодарными слушателями.

Да и не только пассажиры. Жители Венеции частенько стояли у раскрытых окон, чтобы насладиться таким естественным концертом. Сейчас это кажется нереальным, мы можем только воображать, сколь романтична была атмосфера этих венецианских вечеров!

«Баркарола» – так и назвали этот песенный жанр в честь таких самозабвенных исполнителей. Потому как в переводе с итальянского «барка» означает лодка. Жанр оставался любимым все эти годы.

Хотя, справедливости ради, есть смысл рассуждать уже о совсем другой любви. Самодеятельные певцы в гондолах – увы! – уже не замечены в столь бескорыстном услаждении постороннего слуха.

Зато композиторы-профессионалы приняли этот жанр на ура. Баркаролы вдохновили на написание собственных сочинений таких маститых мастеров, как Шопен, Мендельсон, Шуберт, Чайковский.

Я же хочу предложить для ознакомления свою любимую – из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха. Попутно сделаю ещё и такую ремарку: вероятно, нам тяжело слушать оперу, как целое произведение.

Но случается прямо божественное звучание отдельных оперных фрагментов в каких-то других форматах. Так, есть великолепный фильм (я смело отношу его к Высокому Искусству) «Жизнь прекрасна». И в нем как раз звучит баркарола Оффенбаха. В моём лексиконе просто нет таких слов, чтоб передать своё впечатление…

Это тоже интересно

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх