Певцы-кастраты: хор папской капеллы

Певцы-кастраты

Певцы-кастраты

Итак, подступаюсь к очень волнующей теме. Не спешите делать вывод: волнует меня не какая-то «клубничка», на которую намекает слово «кастраты». Нет, невзирая на пикантное слово в названии, тема эта является категорией духовной потому, что рассказывает о невыразимо острой человеческой трагедии. Одновременно она является «золотой страницей» в истории оперы. И она очень глубока. Я не думаю, что уложусь в два-три поста, вероятно, это будет целый своеобразный цикл о музыке итальянского барокко. И начинала бы я его с Неаполя .

Церковь и певцы-кастраты

Обозначенная процедура  имеет печальную известность с очень давних времен. Настолько давних, что сейчас уже и не представляется возможным выяснить: какая цивилизация сделала это сомнительное открытие. То ли персы, то ли индусы, а может и китайцы первыми придумали такой изуверский способ глумления над мужской природой. Главное обстоятельство: эти древние процедуры имели характер именно надругательства. Кастрации в основном подвергались военнопленные и рабы. В исламском мире утвердилась давняя традиция: превращение мужчин  в евнухов для охраны гаремов.

Но где-то с византийских времен, а затем и в мусульманских городах Испании евнухов с необычными голосами начали привлекать к исполнению церковных песнопений. Это был пока ещё не массовый процесс, который потихонечку тлел много веков. А вот когда в конце 16 века певцов-кастратов услышал Рим – тогда начался настоящий ажиотаж вокруг этого явления!

Для начала два певца-кастрата были официально зачислены в хор папской капеллы в 1599 году. Вы внимательно прочитали?: папской капеллы… То есть бывший на тот момент папа Клемент Восьмой, являясь вероятно большим поклонником певческого мастерства, сделал вывод, что традиционные фальцеты после пения кастратов кажутся недостаточно музыкальными. И не пожелал их больше слушать. За несколько лет состав хора полностью поменялся. Мода, заведенная в папской капелле, довольно быстро захватила все итальянские церкви и соборы. Певцы-кастраты вызвали у прихожан такое воодушевление, что явление приняло форму бума.

И вот тут происходит самый, я думаю, лицемерный и драматический акт в истории человеческого искусства. Формально церковь осуждает процедуру кастрации и даже грозит пальчиком: тому, кого уличат в непосредственном совершении операции, предстоит отлучение от церкви. Но чего стоит это осуждение, если в действительности святая святых католичества Сикстинская капелла привечала лучших певцов-кастратов?! И если Клемент Восьмой допускал кастрацию «ради славы господней»? А в Неаполитанском королевстве додумались цинично сформулировать разрешение каждой семье, в которой родилось не менее четырёх сыновей, одним из них «пожертвовать»  ради Церкви!

Итальянский феномен певцов-кастратов начался в Сикстинской капелле и закончился там же спустя два века. Ибо именно там прослужил 30 лет последний певец-кастрат Алессандро Морески. История его жизни очень печальна. Мальчик родился с врожденной паховой грыжей, которую в те годы лечить не могли. К этому времени (1858 год) кастрация с целью использования мальчика для обучения вокалу была уже официально запрещена. Но «по жизненным показаниям» Алессандро подвергся операции. Мне кажется, что из всех итальянских мальчиков, прошедших эту процедуру, Алессандро  был самым несчастным. Ибо в его время мода на такие экстравагантные формы сольного мастерства уже прошла. Учителей, которые блестяще обучали певцов-кастратов по специальным методикам, практически не осталось в живых. Да и природные вокальные данные Морески были весьма скромны. Хотя…– он всё же был принят в хор Сикстинской капеллы. Раньше кастрированные мальчики, которые после операции не смогли предъявить особо выдающегося пения  (разумеется, таких было большинство) заканчивали жизнь куда как в менее престижных условиях! Алессандро Морески – единственный в мире певец-кастрат, чей голос удалось сохранить с помощью примитивной записи на фонограф. Формально я предлагаю вам послушать ролик с записью. Однако, учитывая данные самого певца и ещё более – качество первых проб звукозаписи, сама я предпочитаю оставаться в неведении.

Вернёмся всё же к истокам – начало 17 века. С Церковью всё ясно: она позволила увечить не военнопленных, не рабов, а своих собственных прихожан, прикрываясь высокими идеалами веры. Но к несчастью, к этому же времени относится и другое эпохальное событие: в Италии родилась опера. А так как во многих городах Италии существовал запрет на сценические выступления женщин, то… Я думаю, вывод всем ясен: мужчины-фальцеты, исполняющие до этого женские роли, были вытеснены и на сцене певцами-кастратами. С этого момента тысячи итальянских мальчиков были обречены.

Голоса певцов-кастратов

Почему же, ну почему нельзя было остановиться на использовании детских или женских голосов?! Ну, с женщинами – ясно, им воспрещалось. Более подробно о судьбе женщин-певиц я расскажу в очерке о знаменитых венецианских оспедале . Мальчики? Да, хоры мальчиков были популярны и звучали очень красиво. Но представьте себе, как невыгодно было тратить время и силы на обучение мальчика, голос которого представлял собой ценность на протяжении весьма короткого времени – до подростковой мутации. Но всё это – даже не главные причины. Главная причина в том, что голос кастрата – явление совершенно феноменальное, ни с чем не сравнимое. Вы можете скептически спросить: а откуда это, собственно, известно? Ведь звук – категория, менее всех других человеческих достижений подверженная консервации. И если запись голоса Алессандро Морески – единственное материальное свидетельство, то откуда же такой оптимизм в отношении голосов певцов-кастратов?

А основания для таких восторженных оценок всё-таки есть:

Различные письменные записи той эпохи рассказывают о необыкновенном эффекте от выступлений самых известных артистов. Без счета свидетельств как дамы теряли сознание на представлениях, а импресарио платили огромные деньги, чтобы залучит ь к себе какую-нибудь звезду. Итальянские певцы-кастраты в эпоху барокко превратились в такую же гламурную статью экспорта как скрипка Страдивари. Ради того, чтобы обеспечить приезд в свою страну итальянского певца, некоторые европейские владыки порой приостанавливали ведение военных действий. Исторический факт: самый талантливый певец-кастрат Карло Броски, более известный как Фаринелли в своё время закончил концертную деятельность весьма нестандартным способом. Он был приглашен ко двору испанского короля, который страдал депрессиями, мигренями и, вероятно, психическими расстройствами. Фаринелли в течение 10 лет был личным певцом короля, ежедневно исполняющим для него свои арии.  

Кроме свидетельств той эпохи, аргументом в пользу уникальности голоса певцов-кастратов, служат исследования сугубо физиологического характера. Такой голос от обычного мужского отличается из-за того, что «отменяется» процесс возрастной перестройки гортани и голосовых связок мальчика. Вместе с тем благодаря бесконечным тренировкам, у таких певцов гораздо больше развита мускулатура и объём грудной клетки, чем у детей и женщин. Это позволяло им приобрести неслыханный диапазон и гибкость голоса, а также беспримерное певческое дыхание. В общем, певец-кастрат (отнюдь не каждый, шансы были как выигрыш в лотерею) взамен исковерканной жизни получал организм, который был приспособлен для пения как какой-то идеальный инструмент.

Эстетические идеалы эпохи барокко также представляют интерес. С одной стороны – пренебрежительное отношение к кастратам, как к «недолюдям». Но с другой – кастраты являлись людьми бесполыми, и в народном сознании они уподобились ангелам. Голоса их практически нарушали все земные законы. В церкви кастраты создавали фантастическую связь между Богом, музыкой и человечеством. И кому не придет в голову слово «ангельское» при звучании «Miserere» Аллегри, написанного кастратом и для кастратов?

Это тоже интересно

Комментарии

  • Думал, что все это сказки про кастратов

    • У меня было примерно такое же мнение, пока не начала интересоваться историей классической музыки. А когда узнала вот это всё — был настоящий шок!

  • Ольга, интересную вы затронули тему и довольно хорошо развернули, прочитал всю.
    И спасибо, что не забываете мой сайт, спасибо за отзывы. Не знаю насколько уж объективные, но приятные.

    • Николай, не сомневайтесь — отзывы мои совершенно искренние:). А если моя тема вас заинтересовала — заходите, у меня ещё много интересного припасено:). Я вообще сейчас в Венеции, куда отправилась за новыми впечатлениями из историко-музыкальной сферы!

  • Вот я иногда думаю, до чего же должно быть извращено что-то в у уме, чтобы додуматься до кастрации…а уж своего ребенка отдать… жуть.

  • Помню, смотрела фильм про такого певца-кастрата, и, конечно, такая жизнь и счастье и трагедия для того, кому довелось прожить ее. А люди все-таки такие странные бывают в своих проявлениях, такие странные вещи совершают. Ну и Церковь, да, — сплошное лицемерие.

  • Да, явление и странное, и трудно доступное для понимания и оправдания. И всё же какие-то зыбкие объяснения можно найти: публика от пения кастратов сходила с ума, самые лучшие из певцов были настоящими первыми звёздами шоу-бизнеса: востребованными и фантастически оплачиваемыми. Родители из бедных крестьянских семей надеялись. что такая карьера — это лучшая альтернатива нищему прозябанию…

  • […] изложение истории певцов-кастратов не оставляет никаких иллюзий: настоящие голоса этих […]

  • То чувство, когда у кастрата си-бемоль лучше, чем у тебя (

    • Мария, меня эта тема волнует прежде всего как история. Я не музыкант и мне трудно иметь какое-то суждение о си-бемоль:) Но я вам благодарна за комментарий!

  • В голове ну никак не укладывается, что часть мужского «достоинства» влияет на голос. Никак не могу понять и принять.

    • Дима, ну-у … не хотелось бы как-то уж очень подробно расписывать эту процедуру, но ведь это была не косметическая операция, внешне мужское достоинство оставалось по-видимому неизменным. Эти недомужчины вполне могли иметь секс и, кстати, были популярными и востребованными любовниками. Но удалялась в ходе операции какая-то внутренняя часть, которая отвечала за производство гормонов и делала мужчину бесплодным. Вот этот-то гормональный сбой и влиял на голос.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх