Бывшее Инкурабили, сейчас Дзаттере

Музыка эпохи барокко

Музыка эпохи барокко

Я рассказала уже о хостеле ,  в котором поселилась в Венеции, о венецианцах , которых удалось наблюдать, об аква альта , о которой узнала  непосредственно на месте. Всё это было чрезвычайно интересно, и без этого мой небольшой отпуск не был бы таким насыщенным и эмоциональным. Но всё же главной движущей силой моих сборов в эту поездку был неиссякаемый интерес к музыке барокко, к её истории.

Оспедали Венеции

Хорошо, Италия в эпоху барокко занимала главенствующее положение в музыкальной жизни Европы. Не говорю – мира, в то время процесс глобализации ещё не начинался в таких масштабах, как сейчас. Но почему меня так тянуло именно в Венецию в плане музыкальных исследований? Объясняю так, как это усвоила я.

В 17-18 веках на территории нынешней Италии (тогда это не было единое государство) существовало три важнейших музыкальных центра:

  • Рим, как последнее слово в музыкальной инстанции. Если певец, композитор, музыкант смог снискать любовь и расположение римской публики – можно было считать, что карьера его удалась.
  • Неаполь – город, где появились первые в мире консерватории. Неаполь в то время превратился в настоящую фабрику звёзд. Он специализировался на обучении мальчиков, многие из которых приобрели европейскую славу.  
  • Венеция – в этом городе в эпоху барокко существовали заведения, аналогичные неаполитанским, но только специализировались они на обучении девочек.

Из этих трёх пунктов я и выбрала Венецию потому, что удалось больше всего узнать про венецианские аналоги консерваторий. Как и в Неаполе, они изначально представляли из себя благотворительные общественные заведения – оспедали (лечебницы). Девочкам-сиротам, воспитанным при оспедале, предоставлялась возможность получить какую-то специальность и хоть как-то обеспечить своё будущее. Наиболее способных и одаренных обучали музыке и пению. И это обучение было настолько высококвалифицированным и качественным, что оркестры и хоры из воспитанниц оспедали окружили Венецию ореолом славы. Это не метафора и не приукрашенная легенда, а зафиксированный исторический факт: на выступления этих девочек специально приезжали европейские короли, вельможи самых высоких рангов и любители искусства. Современный исследователь музыки барокко Патрик Барбье пишет:

Все посещавшие Венецию знатные гости, а тем паче все венценосные особы непременно посещали – обычно не раз – тот или иной оспедале. Выход одетых в белое воспитанниц, полускрытых решеткой и порой укутанных в темные вуали, самое их положение всегда выше слушателей, а также сравнительно спокойное поведение публики, которой предписывалось слушать молча и затем не аплодировать, наконец, общепризнанное совершенство вокальных партий и инструментального сопровождения – всё это превращало каждый такой вечер в час наслаждения и глубокого чувственного переживания. В этом смысле примечательно, что даже в 18 веке и притом в стране, где на подмостках царила опера, приютских девочек нередко сравнивали с лучшими голосами того времени.

Была ли судьба девочек из оспедали более устроенной, чем мальчиков из неаполитанских консерваторий? Трудно сказать однозначно. Безусловно, в Венеции не наблюдалась такая откровенная позорная тенденция, как в Неаполе, где мальчиков попросту приносили в жертву, превращая их в кастратов. Но многие кастраты смогли стать суперпопулярными и обеспеченными на всю жизнь людьми – это хоть как-то компенсировало их жизненную драму. Девочкам же была уготована своя драма, совершенно другого толка.

В оспедале они отдавались музыке примерно так, как в монастыре отдаются религии. И образ жизни в приюте был очень похож на жизнь в монастыре: с такими же запретами на все светские развлечения и суровыми правилами проживания. Но самое драматическое обстоятельство: под строжайшим запретом находилась самостоятельная музыкальная карьера и публичные выступления вне стен оспедале. Приютская девочка не имела никаких шансов стать оперной звездой, как это случалось с мальчиками-кастратами. Поэтому нередкой бывала ситуация: оперные примадонны приезжали на выступления воспитанниц оспедали, чтобы поучиться у них. А сами девочки могли так никогда и не услышать ни единой оперы, не говоря уже – поучаствовать.

В Венеции существовало четыре оспедале — центра вокального и музыкального мастерства. Они назывались: Ла Пьета, Мендиканти, Инкурабили и Оспедалетто. Вот увидеть хотя бы те места, где они когда-то располагались и было главной целью моей поездки (кроме, разумеется, слушания самой музыки).

Инкурабили

Хоть наберите сами в переводчике, хоть поверьте мне на слово: слово «incurabile» в переводе с итальянского означает «неизлечимый».  Таково было назначение этого оспедале – содержать неизлечимых, на первых порах (а эти первые поры приходились ещё на самое начало 16 века!) – сифилитиков. Я не совсем  поняла, когда и каким образом лечебница с таким специфическим профилем начала принимать осиротевших детей. Но факт на лицо: в эпоху барокко это оспедале уже давало непревзойденное музыкальное образование девочкам из самых низов венецианского общества. Предлагаю послушать произведение Никола Порпора — знаменитого учителя неаполитанской школы и наставника самого Фаринелли! Именно для воспитанниц Инкурабили он написал Salve Regina.

Где находится это место в современной Венеции? Если смотреть на карту-схему Венции, то надо опустить взгляд в самый низ. Самая южная набережная города раньше называлась набережная Неизлечимых (Fondamenta degli Incurabili), а теперь это набережная Дзаттере (Fondamenta delle Zattere), слово Zattera означает «плот». По скудным данным я так поняла, что сохранилось даже само здание приюта и в нём – отреставрированном и отремонтированном — сейчас находятся какие-то административные здания. Но увидеть его я не смогла по той причине, что оно прячется за довольно высоким сплошным забором. Возможно, в будний день в калитку забора и можно пройти, но я попала туда в выходной, и всё было наглухо закрыто…

Забор, за которым находится здание Инкурабили
Забор, за которым находится здание бывшего оспедале Инкурабили
Ворота Инкурабили
Ворота Инкурабили, в которые я не смогла попасть
Бывшее Инкурабили, сейчас Дзаттере
Бывшая набережная Инкурабили, сейчас Дзаттере

Побродила вдоль этого самого забора, на котором, кстати, не убирают табличку со старым названием набережной. Даже в таком виде это мероприятие настроило меня на очень проникновенный лад. Ведь в этом месте очень немного туристов и можно без помех бродить, включив своё воображение. К тому же там действительно есть набережная со ступенями, заросшими мхом и просторами стального цвета воды – это уже практически лагуна, а не каналы, вдоль которых не особо-то побродишь! Нет, это особый район Венеции, здесь набережную пересекает и канал не такой как везде. Он называется Форначче и вдоль него тоже можно пройтись. Дело в том, что в Венеции трудно пройти по набережной даже вдоль Гранд канала потому, что набережной, как таковой и нет! Большинство домов и палаццо стенами уходят прямо в воду без тротуара. Потому-то фасады палаццо по Гранд каналу хорошо увидеть можно только с воды. А вот по Дзаттере и вдоль канала Форначче можно гулять, что я с удовольствием и сделала:).

Ступени на набережной Дзаттере
Ступени на набережной Дзаттере
Канал Форначче
Канал Форначче

Самый главный знак Дзаттере – церковь Санта-Мария делла Салюте . Её вы не сможете не найти, она почти также известна, как и Сан Марко. Вход в неё бесплатный, но в ней находится отдельное помещение, где хранятся картины Тициана и Тинторетто. Туда вход стоит 3 евро.

Церковь Санта-Мария делла Салюте, фрагмент
Церковь Санта-Мария делла Салюте, фрагмент
Часы работы церкви
На двери — время работы церкви
Внутренний интерьер церкви
Внутренний интерьер церкви

В общем, даже если вам кажутся странными и непонятными мои поиски места под названием Инкурабили, всё равно рекомендую посетить этот район Венеции – там чудесно.

А в следующий раз — буду рассказывать о других оспедали.

Это тоже интересно

Комментарии

  • Ольга, мне понравились ваши впечатления от Венеции, я тоже там была, но как обычный турист:((
    Приглашаю вас в мою группу Жизнь за городом, вы можете публиковать ваши статьи в разделе Путешествия.
    http://subscribe.ru/group/zhizn-za-gorodom/
    Если будут вопросы как это сделать — пишите.

    • Спасибо, Надежда, за мнение. В группу вашу зайду, как публиковать статьи — знаю, так что ждите в гости:)

  • […] то ли уроки, то ли репетиции. Если кто уже знает основную цель моего визита в Венецию, тот должен понять как мне […]

  • Спасибо, публикую!
    Одна просьба, Ольга. Ставьте фото меньшего размера, у вас -524px × 393p, потому что у ваших читателей интернет может быть слабый и фото не откроются. Лучше уменьшить их до 300 х250 пкс.

  • даже в вашем анонсе размер 1,600px × 1,200px !
    Я отредактировала ее.

    • Спасибо за редакцию, я в технических вопросах настолько не разбираюсь. что даже не знала какой размер предпочтительней для публикации((. В следующий раз учту.

  • Ольга, как ты интересно рассказываешь о своих путешествиях. Читаю твои статьи на одном дыхании.

    • Оля, спасибо! Услышать такое мнение от жительницы Италии — это дорогого стоит:)

  • […] знаю, как вам, а мне не терпится продолжить разговор об оспедали Венеции. Я уже рассказала,  каково было истинное […]

  • А я ведь до сих пор слушаю музыку из вашего поста про мальчиков-кастратов, третий ролик. Очень красиво и очень печально. И Regina тоже очень хороша. Есть все-таки в стиле барокко своя прелесть — что в архитектуре и дизайне, что в музыке.

    • Лена, я так рада, что нахожу в этой теме единомышленников! До того, как я начала писать об этом в блоге, из моих друзей и знакомых никто особо не разделял мои восхищения барочной музыкой!

  • […] San Maurizio (вход свободный). Я знаю, что в знаменитые оспедали Венеции привлекали не только лучших учителей, но и […]

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх