Картинки с выставки

Мусоргский, Картинки с выставки

Мусоргский, Картинки с выставки

Не слишком-то я была расположена слушать Модеста Петровича. Шла в филармонию на открытие очередного концертного сезона, настроенная больше на волну Брамса — эти два композитора были заявлены в концертной программе. А по факту — взбудоражило больше именно исполнение Картинок. При чем не только музыка, в Картинках с выставки Мусоргского вообще для меня открылось много каких-то непонятных, требующих выяснения моментов. Вот сейчас постепенно и буду выяснять.

Перво-наперво, в программе было написано: оркестровка Равеля. Не зная оригинальной версии, я была в лёгком замешательстве: что в этой музыке от Мусоргского, а что от Равеля? Уже после концерта прочитала о том, что у Мусоргского-то это произведение представляло собой фортепианную пьесу, то есть в моём понимании — достаточно сдержанный инструментальный вариант. А на концерте я всё изумлялась: какое многообразное оркестровое исполнение! Чего там только не было: и мощная группа духовых, и ударные постоянно были в работе, и контрабасов, и виолончелей — без счета, не говоря уже о скрипках! Получается, такое звучание — исключительно заслуга Равеля. Фортепианную пьесу уже после смерти Мусоргского другие композиторы неоднократно перекладывали для оркестра. Но самой талантливой считается оркестровка Равеля. Итак, что мы имеем? А то, что когда вы станете искать Картинки с выставки (а вы их станете искать:)), вы натолкнетесь на совершенно разные варианты. Это может быть соло на фортепиано, например Святослав Рихтер:

Или же — оркестр, что для меня безусловно предпочтительней:

Когда я слушала произведение на концерте, я не знала ни истории написания, ни его структуры. То есть мне было ничего не известно про то, что пьеса состоит из 10 разных частей, каждая из которых соответствует конкретному художественному произведению на выставке. И музыка поэтому была такой неоднородной, иногда какая-то ломанная, иногда плавная, а иногда такая пафосная, что мне так и вспоминалось то ли Славься то ли Боже, Царя храни! И оркестр порой выдавал такие бурные пассажи, что я только думала: что ж за выставка вдохновила Мусоргского на это сочинение? Теперь уже знаю что это была за выставка. История такова: композитор имел друга и единомышленника — архитектора и художника Виктора Гартмана. Последний умер преждевременно (39 лет) и, вероятно, неожиданно. Мусоргского эта потеря потрясла. И когда была организована посмертная выставка работ Гартмана, композитор задумал своё шедевральное произведение Картинки с выставки. Таким образом, речь идёт не об абстрактной выставке или об общих впечатлениях от посещения картинной галереи. Подразумеваются музыкальные описания конкретных работ конкретного человека. И вот тот самый пафос — это заключительная часть пьесы под названием Богатырские ворота. У Гартмана был такой эскиз, который впрочем не был воплощен в реальной жизни:

Картинки с выставки

Ну, и наконец последнее моё открытие, сделанное уже после концерта. Как оказалось, Картинки весьма и весьма вдохновляли многих композиторов и исполнителей на собственные аранжировки и «цитирования». Про оркестровку я уже сказала, но поразительно, что импровизацией с Картинками были увлечены не только мастера классической музыки. С удивлением прочитала немалый список представителей и рока, и джаза, и духовых оркестров. Наверно самым известным альтернативным вариантом является альбом Pictures at an Exhibition британской группы Emerson, Lake & Palmer:

Вот теперь в общих чертах всё разложилось по полочкам, осталось переслушивать с новым пониманием и наслаждаться!

Это тоже интересно

Комментарии

  • Оля, вы так увлекательно преподнесли «Картинки с выставки», что, действительно, появилось желание поискать еще информацию об этом произведении. С интересом послушала британскую группу.

  • К сожалению, не бывала на выставках картин, но читать нравится. У нас сейчас в городе тоже крупная выставка, но нет времени даже помечтать.

    • Ну вообще-то Картинки с выставки — это музыка… Но в принципе — да, к выставке картин имеет отношение самое непосредственное:)

  • Ольга, мне всегда казалось что музыка Мусоргского очень сложна для восприятия. Я знаю только его оперу «Хованщина», но не скажу что и эта музыка воспринимается просто. «Картинки с выставки» — я не знала всей истории написания, спасибо за рассказ. Мне кажется что в обработке Равеля музыка Мусоргского только выигрывает.

  • Картины как и музыка близнецы братья этот вид творчества имеет одну основу и результат этого искусства не может не радовать, даже заядлого сухаря.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх