Карл Орф, кантата Кармина Бурана

Карл Орф, кантата Кармина Бурана

Одно из самых экзотических классических музыкальных произведений, что я слышала — Кармина Бурана. Нет. не так. Не просто слышала, поскольку речь я сейчас веду не только о музыке, а о спектакле, неком синтетическом театрализованном действе, в основу которого положена кантата Карла Орфа Кармина Бурана. Именно весь этот спектакль и есть экзотика. Я знаю людей (к таковым отношусь и я), которые остались очень довольны после посещения театра. Но знаю и таких, которым это зрелище вкупе с музыкой показалось самым что ни на есть нелепым и бессмысленным. Ну, а для тех кто пока вообще «чистый лист»:) постараюсь сейчас немного прояснить.

  • Поэзия вагантов

Конечно, без подготовки театральная версия Кармина Бурана может и правда показаться абсурдной. Поэтому начну подготовку с самого начала — с вагантов. Жили они давно — в 11-14 веках и представляли собой сословие творческих людей, этакая богема средневековья. Первоначально это сообщество сложилось из представителей духовенства, но такого особого духовенства, можно сказать фрилансеров от церкви. Они по определению не могли жить оседло в своём приходе и занимать какую-то должность при церкви, так как отличительная черта вагантов — это бродячий образ жизни. Потом к этим первооснователям присоединились студенты, которые тоже курсировали из одного университета в другой. Мне непонятно мог ли стать вагантом творческий человек, склонный к такому образу жизни, но по призванию более художник или скажем музыкант? Мог ли, нет ли, но ваганты остались известны исключительно своей поэзией и песнями. Причём творчество их было анонимно, опять же непонятно: может за давностью лет не сохранились имена? Маловероятно, человечество знает имена некоторых авторов, живших ещё до нашей эры! Может у вагантов отсутствовало вообще такое понятие -«сделать себе имя»?

Поэзия вагантов дошла до нас в виде рукописных сборников. И самый объёмный сборник стихов (около 250 произведений) как раз и называется Кармина Бурана. А вот музыка (если эти стихи становились песнями) не сохранилась вообще. Но, кстати, получилось и неплохо:) Вряд ли современного слушателя удовлетворила бы та музыкальная форма, которая была принята в те века. И со спокойной совестью некоторые современные композиторы (относительно современные) берутся за это литературное наследие и придают ему ту форму, которую считают нужным. Так, в 70-х годах прошлого века появилась весьма популярная песенка композитора Давида Тухманова «Из вагантов», она же — «Во французской стороне»:

 

Далее. Не знаю, кто сочинил музыку к студенческому гимну Гаудеамус, но стихи оттуда же: отголоски вагантов:

И вот наконец — самое значительное произведение, использующее средневековую поэзию в наше время. В 30-х годах прошлого века немецкий композитор Карл Орф отобрал 24 стихотворения из сборника Кармина Бурана, на их основе сочинил либретто и написал музыку для одноименной сценической кантаты.

 

  • Кармина Бурана в Днепре

Как видим из предыдущего ролика, традиционное исполнение кантаты выглядит как своего рода концерт. То есть оно может нравиться или не нравиться, но во всяком случае такая форма всем понятна: хор и оркестр. А то экзотическое исполнение, о котором я вела речь в начале поста — это действо совсем другого рода. Я не знаю: существуют ли ещё в мире такие постановки или это только наш оперный театр в Днепре решился на такой эксперимент? Наши артисты постарались не только спеть, но и проиллюстрировать стихи вагантов при помощи живых картин и танцев. Низко кланяюсь нашему хору, его участники не просто стояли на сцене в смокингах стройными рядами, они были поющими актёрами и танцорами! Не стоит так уж сильно пытаться искать смысл в происходящем на сцене, ведь в основе — стихи на самые разные темы. Поэтому спектакль представляет собой совокупность разных сценок, не объединенных общей сюжетной линией. Хотя эта общая линия всё же есть, это тезис о всемогуществе Фортуны. Именно обращением «О, Фортуна!» и начинается, и заканчивается кантата. В нашем спектакле и персонажи имеются соответствующие: Фортуна и Искуситель. Это самые яркие, самые красивые, самые выразительные фигуры:

Карл Орф Кармина Бурана Карл Орф Кармина Бурана

Мне кажется, что именно такое исполнение соответствует замыслу Карла Орфа!

Это тоже интересно

Комментарии

  • Я чистый лист :-), спасибо за интересный рассказ. А вот «Во французской стороне» это мое детство, с огромным удовольствием послушала :-).

    • Да, для меня «Во французской стороне» тоже памятная вещь, да и весь тот диск Тухманова был настоящим событием! А сейчас и Кармина Бурана с удовольствием слушаю и смотрю.

  • Песенка про студента позитивная. Вспомнилась молодость. Спасибо за позитив!

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх