Испанская музыка

Испанская музыка: фолия, сарабанда, хота

Испанская музыка: фолия, сарабанда, хота

Да, я уже знала раньше такую музыкальную форму: фолия и сарабанда. Но, имея огромную привязанность к музыке барокко, слушала исключительно фолии Корелли и Вивальди, а сарабанду Генделя вообще «заслушала до дыр»:). И пребывала при этом в убеждении, что это очередное итальянское изобретение барочной эпохи. А оказалось-то: фолия и сарабанда — музыка эта гораздо древнее и происхождение имеет португало-испанское. При моей любви раскладывать всё по полочкам, приступаю к более детальному рассмотрению этого вопроса. Итак, с одной формой испанской музыки – сарсуэлой мы уже познакомились. Теперь давайте обратим свой взор на следующие виды:

  • Фолия.

В русском переводе слово это означает «безумие» или же, как поправляет Артём Варгафтик , «безумство». Откуда такие странности? А вот откуда: в 15 веке так назывался карнавальный танец. Исполняли его мужчины, ряженные женщинами, и вели себя при этом очень шумно и необузданно – вероятно, название произошло из этого обычая. Но нотных записей того периода либо не сохранилось, либо просто и не существовало. (Специально заглянула в Википедию проверить: когда появились нотные знаки? Ответ: в 11 веке.)


Постепенно фолия становилась более мелодичной и превратилась в некую музыкальную формулу, каркас, на который нанизывали свои вариации очень многие композиторы последующих веков. Избавляясь от шумных и быстрых мотивов, фолия становилась всё более минорным произведением и практически слилась с другой музыкальной темой – сарабандой.

  • Сарабанда.

И это тоже старинный испанский танец. Не всё мне понятно с этой самой сарабандой, допускаю, что могу ошибаться. Но из того, что прочитала в Википедии, сделала вывод такого плана: в Европе и в Латинской Америке сарабанда имела принципиально различные трактовки. В Латинской Америке танец имел эротический и несколько неприличный характер. Во всяком случае, в глазах католической церкви, которая неоднократно пыталась этот танец запретить. В Испании же сарабанда исполнялась на … похоронах! В эпоху барокко сарабанда отточила свои музыкальные формы и в Западной Европе превратилась в бальный танец. Именно тогда и написал свою сарабанду Гендель. Это одно из моих любимых музыкальных произведений и я с удовольствием предлагаю вам её послушать:

  • Хота.

Очередной испанский национальный танец, но более позднего происхождения, чем первые два. Я и узнала о нём совсем недавно. Вернее слышать-то мы слышали все его, хотя бы в знаменитой опере Жоржа Бизе Кармен, но наверно мало кто знал, что это называется хота.

А недавно я узнала интереснейшую историю о русском композиторе Михаиле Глинке. Несколько лет своей жизни он прожил в Испании. И имел обыкновение часто слушать национальную музыку в исполнении испанцев самого разного толка, включая и простого погонщика мулов, имя которого история для нас не сохранила. А ведь он фактически был соавтором одной из композиций Глинки – оркестровой пьесы «Арагонская хота». Самое забавное в этой истории то, что когда спустя несколько лет в Испании слушали «Арагонскую хоту» – никто не мог поверить, что эту музыку написал не испанец. Местные жители сделали вывод следующий: это самая настоящая испанская музыка, только зачем-то переложенная на звучание оркестровых инструментов:).

Это тоже интересно

Комментарии

  • Всегда был далёк от такой музыки, а оказывается и ничего — можно слушать. мне тоже сарабанда понравилась

    • Да, музыка эта не всеми любима и не так распространена как попса. Но если вы начнете потихоньку её слушать, думаю непременно найдете в ней красоту:)

  • Старинная музыка всегда завораживала. Особенно когда игралась на народных инструментах. Всегда любила испанскую мелодику и ритмы.
    Танцевальные жанры любили все композиторы и так или иначе это отразилось в их творчестве.
    Приятный экскурс в испанские танцы и в известные произведения знаменитых композиторов.

    • «Танцевальные жанры любили все композиторы и так или иначе это отразилось в их творчестве.»
      Да, танцевальная музыка действительно вдохновляет композиторов и часто из этого получаются шедевры.

  • Все-таки музыка — это колоссальная по своей эмоциональной силе вещь. Спасибо.

    • Не могу не согласиться с вами, Алла:). Для меня музыка тоже — самый эмоциональный и проникновенный вид искусства.

  • […] рвением взялась за исследование двух музыкальных тем: испанская музыка и музыка современных композиторов-классиков . […]

  • Оля! Думала, зайду сейчас к Оле, потанцую под испанскую зажигательную музыку ))). А музыка оказалась не совсем танцевательная… но все равно очень красивая. Особенно вторая.

    • Эта музыка когда-то была танцевальной, просто танцы тогда и сейчас — совсем разные:). А вторая вещь — сарабанда Генделя и у меня любимая.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх