Каррарский мрамор в музеях Одессы

Каррарский мрамор в музеях Одессы

Каррарский мрамор в музеях Одессы

Как-то с подругой параллельно читали с одинаковым увлечением книгу «Муки и радости» Ирвина Стоуна. После неё осталось очень много имен, названий, явлений, к которым навсегда сохранилось совершенно особенное отношение. Один из таких знаков — каррарский мрамор, после книги появилось уважение и интерес к этому благородному материалу. И когда я встречаю такую метку в описании какой-либо скульптуры, я уже не могу пройти мимо. Тем более, если подобное явление неожиданно попадается в Украине!

В Одессе, где я только что побывала, обнаружилось сразу два объекта — два музея, имеющих отношение к каррарскому мрамору:

  • Лаоокон

Пару слов об этом названии. Лаоокон, а точное название Лаоокон и его сыновья, это скульптурная иллюстрация к древнегреческому мифу (читать самостоятельно!:). Мраморная скульптура, выполненная в 1-м веке до н.э., установлена в одном из дворов Ватиканских музеев. В Одессе же — одна из наиболее значительных копий, выполненная в 19-м веке. Но что самое поразительное: и ватиканская скульптура — это тоже копия! Оригинал был изготовлен из бронзы ещё раньше, чем ватиканский образец и до настоящего времени об этом сохранились только косвенные свидетельства, сама же скульптура не дошла до нас…Да и ватиканский Лаоокон претерпел некоторые разрушения (через такое-то время!), ни у Лаоокона, ни у сыновей не сохранились руки. Зато в одесской копии они имеют место быть:)))

Каррарский мрамор в музеях Одессы
Лаоокон из Одессы
Каррарский мрамор в музеях Одессы
Лаоокон из Ватикана

Установлена скульптура перед зданием Одесского археологического музея. И почему-то является предметом внимания вандалов… Прозвучали предложения: мраморную скульптуру перенести в сам музей, а под открытым небом выставить гипсовую копию с копии-копии:). Собственно, это принятая в Европе практика. Так, я видела в Риме копию памятника волчице, вскормившей Ромула и Рема. А в Венеции — статуи коней, украшающих главный вход в собор Сан Марко — это тоже копии. Оригиналы можно увидеть тут же, но только под крышами музеев. Кроме вандализма, есть и ещё один аргумент, возражающий против хранения Лаоокона на улице: экологический. Уж больно запыленной, неяркой показалась мне одесская скульптура:

Каррарский мрамор в музеях Одессы

  • Музей западного и восточного искусства в Одессе

Экспозиция музея имеет свою определенную культурную ценность. Так, в Одессе хранится картина нидерландского художника Франса Хальса «Святой Лука», написанная в 17-м веке. С этой картиной связана настоящая детективная история, об этом и фильм был снят «Возвращение Святого Луки». Скажу честно, как и в киевском музее имени Ханенко, мне больше понравилась экспозиция восточной части музея. Это связано с тем, что на востоке больше культивировалось декоративно-прикладное искусство, нежели живопись. И, соответственно, восточная коллекция представлена множеством затейливых скульптур, филигранной резьбы, фарфоровой посуды, а это всё мне ох, как по душе! Но вообще-то речь сейчас и не об этом. Каррарский мрамор — вот предмет нашего разговора. А в Одесском музее из этого чудесного сырья выполнена парадная лестница! Кроме ценности самого мрамора, лестница имеет и необыкновенное инженерное решение. И именно она — эта лестница, является своеобразной визиткой музея.

Каррарский мрамор в музеях Одессы

А теперь откровенно: одесские произведения практически не вызвали ассоциаций с тем необыкновенным мрамором, который сподвиг неистового Микеланджело на нереальное трудолюбие и высочайшее мастерство. Тем не менее, я рада, что и в Украине есть возможность увидеть этот самый лучший из мраморов. К тому же моё предыдущее знакомство было на самом деле впечатляющим — это памятник Данте из каррарского мрамора, который не так давно открыли в Киеве.

Это тоже интересно

Комментарии

  • Оля, поставили Вы рядом фотографии Лаоокона, и сразу бросается в глаза, насколько разные эти скульптуры! Вот уж, далеко копиям до оригиналов.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх