Антонио Канова

Антонио Канова, часть 2

Антонио Канова, часть 2

Провинция Венето – благословенный край, она объединяет такие природные красоты, как лагуна Венеции и предгорья Альп. Поэтому, если от Венеции двинуть вглубь провинции, то одна только живописная дорога может доставить огромное удовольствие. И вот еду я по этой дороге, любуюсь пейзажами: поля, туманы, горы. Но как будто этого мало: внезапно в просветах между горами и туманом начинает мелькать силуэт какого-то величественного сооружения. И чем ближе подъезжаем, тем всё величественней и прекрасней видится это здание.

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Въезжаем в Поссаньо. Я – как чистый лист, ничего вообще не знаю об этом месте. Поэтому когда я вижу то, что вижу и узнаю о том, что этот тихий городок хранит память о величайшем мастере Антонио Канова – на меня это обрушивается этакой эмоциональной лавиной! Про одну часть наследия скульптора вы уже узнали, если прочитали про Гипсотеку . Теперь речь пойдёт о второй, не менее значительной и монументальной части.

Храм Антонио Кановы в Поссаньо

То здание, которое стоит на возвышенности, и которое начинаешь видеть задолго до въезда в городок, является храмом Антонио Кановы. Итальянский мастер оставил миру не только великолепные скульптуры. Он выделил своему родному городу средства на строительство храма, сам и разрабатывал проект в содружестве с другими итальянскими архитекторами. Почти все жители Поссаньо помогали в строительстве как волонтёры. Сооружение получилось грандиозным и уникальным.

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

По необычной задумке оно соединило в себе три разных архитектурных стиля:

  • Колоннада, подобная Парфенону в Афинах
  • Центральный корпус с куполом, подобный Пантеону в Риме
  • Главный алтарь по классическим христианским канонам

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

 

Храм не выглядит как приходская церковь в провинциальном малолюдном поселении. Он как бы вне времени и места – возвышается на холме среди оливковых рощ и туманов. Как будто он и не предназначен для людей, в нём совершенно безлюдно, светло и торжественно. Купол храма поразительно красив:

Антонио Канова

Но видеть его изнутри – это далеко не всё впечатление. Оказывается – и об этом прямо пишет путеводитель – можно попросить у смотрителя ключ от небольшой, но очень тугой двери. За этой дверью находится узкая винтовая лестница. И по ней вы можете подняться на купол. А это, скажу я вам, уже полный восторг!

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

Антонио Канова

И вот я подошла к моменту своего «расследования». В храме есть место, которое я интуитивно приняла за надгробие и самостоятельно решила, что это и есть место захоронения Антонио Кановы.

Антонио Канова
Захоронение Антонио Канова в Поссаньо

Но вы помните-да?, что когда я только прибыла в Поссаньо, я не знала ничего ни о скульпторе, ни о Поссаньо, ни о храме. Все сведения начала искать уже постфактум, после возвращения домой. Невзирая на то, что казалось бы по любому вопросу в сети полно однотипной информации, по теме Поссаньо нашлось не так уж много материалов. Даже моя любимая Википедия о храме в Поссаньо на удивление не сообщает ровным счетом ничего! А в статье об Антонио Канова Википедия пишет:

Он умер в Венеции 13 октября 1822 г. и был похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в мавзолее, который сам же спроектировал по образцу древнеримских храмов.

Да, действительно, имеется в венецианском соборе такой мавзолей:

Антонио Канова
Мавзолей Антонио Канова в Венеции

Получается, что скульптор похоронен в Венеции? А на счет храма в Поссаньо я ошиблась? Но вот беру скромненький буклетик, который привезла с собой из Италии. Включаю весь свой потенциал IQ  и пытаюсь разобраться: что там они пишут? И вот к какому выводу я пришла: у Кановы два надгробия! Одно в Венеции, надо полагать, что после смерти мастер действительно был похоронен там. Потому что умер он в октябре 1822 года, в это время строительство храма в Поссаньо только начиналось. По завещанию скульптора проект продолжал его молочный брат Джованни Баттиста Сартори-Канова. Освящен храм был только в 1832 году, то есть через 10 лет после смерти Антонио Канова. Вероятно, после освящения останки мастера перенесли, потому что в буклете чёрным по белому написано, что в храме Поссаньо находится могила Канова и его молочного брата. Вот такие дела.

Не стану призывать вас обязательно посетить это место. Потому что особое неповторимое очарование Поссаньо – в его уединении и спокойствии. Не хочу способствовать тому, чтобы прокладывать туда прибитую туристическую тропу. Но знаю: кто заразится всей этой историей про скульптора и его чудесное наследие, тот непременно найдет возможность побывать в Поссаньо. И я не могу не подтвердить, что это невероятно одухотворенное и эмоциональное мероприятие!

Это тоже интересно

Комментарии

  • […] на другие обстоятельства:). Какие? Читайте об этом в следующей […]

  • Мои изыскания по поводу Надгробия Кановы в Соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в Венеции(инфа из Википедии).

    Первоначально это надгробие было спроектировано самим Кановой в 1794 году для памятника Тициану,однако строительство не было даже начато из-за отсутствия средств.После смерти Кановы в 1822 году Академия решила поместить сердце Кановы в порфировую урну, и по распоряжению президента венецианской Академии Леопольдо Чикогнара была проведена подписка для сбора денежных средств на памятник Канове. В 1827 группой учеников Антонио Кановы, этот памятник был построен согласно проекту самого Кановы . В урне, которую держит сильно задрапированная фигура (работа Бартоломео Феррари) находится сердце Кановы, остальное тело погребено в мавзолее в Поссаньо.
    Подсказкой для меня стала история с захоронением Ф.Шопена:
    Фредерик Шопен скончался в Париже в 1849 году и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.Согласно воле композитора, его сердце было перевезено сестрой в Варшаву и захоронено в подземелье костела Св.Креста. В 1879 году оно было замуровано в одной из колонн этого храма, на которой сооружена доска с надписью:
    «Фредерику Шопену-соотечественники».
    Best regards!

    • Берта М., спасибо за чудесный комментарий, он очень удачно заполнил прорехи в моих поисках информации. Мне было очень интересно узнать все эти подробности про порфировую урну и памятники-мавзолеи. Интересно не потому, что я маньяк заупокойного культа, а потому, что считаю, что такие люди, как Антонио Канова, как Фредерик Шопен достойны того, чтобы сохранить о них память в любых формах.

  • Интересно, какая задумка была у Кановы, когда он решил смешать в одном здании разные стили?…

    • Мне кажется, что объяснение такое: связь и последовательная смена культур. Побежденная Древним Римом Эллада продолжала жить в древнеримской цивилизации. Огромное количество римских скульптур, например, были лишь копиями с греческих оригиналов. А затем христианская вера, хоть и очень мучительно, но рождалась и зрела в недрах Римской империи.

  • […] которыми насыщена эта местность. После посещения Поссаньо меня ожидал следующий эмоциональный шквал: […]

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх