Скульптура Антонио Канова Три грации

Антонио Канова, часть 1

Антонио Канова, часть 1

Антонио Канова – знаменитый итальянский скульптур, большая часть жизни и творчества которого прошли во второй половине 18-го века. Я не стану сейчас останавливаться на знаковых моментах его биографии и творческого становления. Если вы заглянете в Википедию, вы всё узнаете про то, как мастер стал знаменит и обласкан ещё при жизни. И про то, за что папа Пий Седьмой пожаловал Канове титул маркиза. И про то, за что критиковали скульптура составители Большой Советской Энциклопедии. Всё это прекраснейшим образом расписано в интернетовских изданиях. Я же хочу рассказать о личных впечатлениях от посещения родного города Антонио Кановы — Поссаньо, его музея и церкви его имени. Не обошлось и без некоторого недоумения и последовавшего за ним «расследования». Но всё благополучно разрешилось, и о результатах я вам доложу.

Портрет Антонио Канова работы Томаса Лоуренса
Портрет Антонио Канова работы Томаса Лоуренса

Поссаньо – город Антонио Кановы

После 3-х дневного пребывания в блистательной Венеции , я отправилась в неспешную прогулку по небольшим городкам провинции Венето. И вот – крошечный Поссаньо, население которого чуть больше 2 тысяч человек. Тихо, спокойно, никаких туристов… Я даже и представить не могла, что там я увижу такие потрясающие вещи! Сознаюсь, имя Антонио Кановы до этой поездки не слишком так, чтобы знала. Нет, ну про знаменитую скульптуру «Три грации» знала конечно, но про автора – ничего. А оказалось, что Поссаньо – родина гения и главные грандиозные достопримечательности этого городка связаны с его именем. Прежде всего, дом и мастерская Кановы, они сохранились вместе с некоторыми личными вещами, предметами интерьера и рабочими инструментами. Теперь всё это представлено в виде музейных экспонатов.

Комната в жилой части дома Кановы
Комната в жилой части дома Кановы
Личные вещи Кановы
Личные вещи Кановы
Внутренний двор дома
Внутренний двор дома
Итальянское дерево пино мариттимо
Во дворе- моё любимое итальянское дерево Пино Мариттимо
Пино Мариттимо посаженное при жизни Кановы
Говорят, это пино мариттимо посажено ещё при жизни Антонио Кановы

Но главная экспозиция музея – так называемая Гипсотека. Дело в том, что и сам автор делал, бывало, по несколько авторских копий одной и той же скульптуры. В основном все его оригинальные работы хранятся в самых известных и престижных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Ватикан. Но Антонио Канова хотел, чтоб и в его родном Поссаньо сохранилась память об его мастерстве. Поэтому он создал музей-Гипсотеку, в котором собирал гипсовые модели своих скульптур в натуральную величину. После смерти автора за коллекцией присматривал его брат. Вот эти-то копии и можно увидеть сегодня в Поссаньо. Могу сказать одно – они прекрасны и можно только воображать: каковы же оригиналы?!

Музей - Гипсотека
Музей — Гипсотека
Главный зал Гипсотеки
Главный зал Гипсотеки

Так как фотографировать в Гипсотеке категорически запрещено, я не стала злоупотреблять итальянским гостеприимством (кроме единственной фотографии в главном зале). Поэтому предлагаю вам посмотреть некоторые картинки с рекламных буклетов, а рассмотреть работы Антонио Кановы можно здесь.

Гипсотека Антонио Канова

Гипсотека Антонио Канова

Гипсотека Антонио Канова

Гипсотека Антонио Канова

Сначала я не могла догадаться: что за сеть из равномерно расположенных точек на всех этих гипсовых экспонатах? Но потом пришло озарение: таким образом скульптур вымерял все пропорции лиц и тел, а затем и переносил их на мраморные статуи. Ну как тут не вспомнишь античных греческих мастеров, которые умели рассчитывать пропорции «золотого сечения»? Да и во всём остальном: сюжетах, позах, творческих приёмах, во всём чувствуется сходство с античной скульптурой. И пусть потом, спустя пару веков, некоторые теоретики искусства как раз и упрекали Канову за излишнюю красивость – на мои впечатления от творчества мастера это никак не повлияло. Может, сказывается недостаток специальных искусствоведческих взглядов – так это и слава Богу!

Скульптура Антонио Канова Три грации
Скульптура Антонио Канова Три грации: видны точки
Скульптура Антонио Канова Три грации
Скульптура Антонио Канова Три грации: видны точки

И вот ещё интересный штришок: под каждой копией подписано, где хранится оригинал. Повторюсь: география самая широкая и звучная. И вдруг, под гипсовой скульптурой «Аллегория мира» я вижу подпись: город Киев! Это было так неожиданно: среди пышных названий всяких имперских, папских и аристократических сокровищниц произведений искусства увидеть название хоть и столичного, но всё равно случайного в этой компании, Музея! После возвращения из Италии я, не откладывая в долгий ящик, специально посетила в Киеве Национальный Музей искусств. Искать особо не пришлось, статуя знаменитого итальянца находится сразу у входа в музей, в холле. Безусловно, я её узнала сразу, как будто старую знакомую. И порадовалась: вот и у нас сохранился лучик гениальности великого мастера.

Антонио Канова

Антонио Канова

Но это ещё не всё моё расследование, на которое я намекала в начале статьи. А если точнее: намекала я вообще совсем на другие обстоятельства:). Какие? Читайте об этом в следующей части.

Это тоже интересно

Комментарии

  • Действительно, неожиданно! А, как же «Аллегория мира» в Киев попала? Или про это и будет Ваше расследование?

    • Эллина, да, этот вопрос я тоже проясняла, но это ещё на одну статью, кратко не получится:)). А расследование о другом, уже есть вторая часть — это там.

  • […] наследия скульптора вы уже узнали, если прочитали про Гипсотеку . Теперь речь пойдёт о второй, не менее значительной и […]

  • Да, это артист ч большой буквы. Мне Канова очень нравится. Спасибо Ольга за такую интересную статью.

    • Мне кажется, мало найдется людей, кому такое искусство не по вкусу! То, что кто-то там за что-то его критиковал — так это наверно удел тех, кто сам не обладает талантом, а самовыражается в том, чтобы поумничать по поводу других…

  • […] недавно смотрела с замиранием сердца на скульптуры Антонио Кановы . И читала о том, с каким дотошным усердием различные […]

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх