Мстислав Ростропович играет на виолончели Дюпора

Скрипка Страдивари в Днепропетровске

Скрипка Страдивари в Днепропетровске

Да-да-да, новогодние чудеса случаются! У меня произошло два таких чуда: первое – то, что в Днепропетровске побывала скрипка великого Страдивари, а второе – то, что я попала на живой концерт.

Афиша концерта Валерия Соколова
Афиша концерта Валерия Соколова в Днепропетровске

Это казалось делом безнадёжным, и я даже и не думала расстраиваться, настолько не надеялась поучаствовать в мероприятии. Как вдруг за два часа до концерта моя культурная подружка Анна сообщила, что имеется лишний билетик! За это я, конечно, низко кланяюсь, приседаю, расшаркиваюсь и совершаю прочие ритуальные благодарственные действия 🙂

Скрипка Страдивари в Днепропетровске
Скрипка Страдивари и Анна:)

А ещё раньше, когда я и мыслей не имела, что смогу услышать живой звук, я провела небольшое изыскание, результаты которого сейчас и предоставляю.

Скрипки великих итальянских мастеров

Как известно, самыми великими в мире мастерами скрипичного дела являются представители трёх итальянских фамилий: Амати, Страдивари и Гварнери.

Считается, что изделия великих итальянских мастеров пока никто не смог превзойти по качеству. У них самый богатый тембр звучания. А у некоторых экземпляров ещё и удивительная «дальнобойность», то есть способность доносить звук на самые большие расстояния. До сих пор не изучены досконально все технологические секреты итальянцев. Ни один специалист не может с уверенностью утверждать, что именно оказало решающее воздействие на качество звучания: сама форма скрипки, древесина, из которой она изготовлена, особый состав лака? Это обстоятельство придает знаменитым инструментам некий мистический ореол и ещё больше разжигает интерес и восторг.

Но это – общепринятая точка зрения. В ходе моего расследования мне попались и некоторые альтернативные версии. Как, например, вот такое чудное сообщение даёт Википедия:

В СССР в 1930-х — 1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство (в идеале) аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари

Как вам такое? Лучшие мастера бьются веками, чтобы путём ручной скрупулёзной работы довести скрипку до немыслимых высот совершенства. А тут – «на автоматических линиях» и «вполне сравнимы»! Я повеселилась от души.

В другом источнике, а именно в интернет-сообществе скрипачей, я нашла не смешное, но просто другое мнение по поводу непревзойденности знаменитых итальянских смычковых инструментов. Очень интересная попалась мысль: цена на экземпляры с великими именами не то, чтобы завышена, но просто в гораздо большей степени отражает их антикварную и культурную стоимость, нежели собственно игровые и звуковые качества. Подробней вы сможете об этом прочитать в интересной статье сообщества.

Но, невзирая на наличие разных мнений, репутация великих итальянских мастеров остаётся непоколебимой. Причём, первые двое были известны и успешны ещё при жизни. Говорят, в ходу была даже поговорка «Богат, как Страдивари». А вот имя Гварнери стало широко известно уже после его смерти благодаря феерическим выступлениям другого знаменитого итальянца Никколо Паганини. Этот скрипач имел несколько инструментов работы Страдивари, но как-то раз случайным образом ему попала в руки скрипка неизвестного тогда Гварнери Дель Джезу. Паганини сразу оценил великолепные достоинства инструмента, с этой скрипкой он больше не расставался, а после его смерти скрипка Гварнери осталась в собственности музея города Генуи и хранится там по сей день под именем «вдова Паганини». Иногда на инструменте разрешают сыграть какому-нибудь талантливому музыканту.

Считается, что в мире до настоящего времени сохранилось около 720 смычковых инструментов работы Страдивари, скрипок и виолончелей, созданных Николо Амати сохранилось всего чуть больше 20, а скрипок Гварнери – около 140.

Знаменитые скрипки в Украине

Я не очень уяснила для себя вопрос: а кто, собственно, владеет этими уникальными инструментами? По разным, не слишком обширным сведениям, я сделала вывод, что владельцами могут быть:

  • Государство или муниципальные власти, как в случае с «вдовой Паганини». И вот ещё в подтверждение:

В 1996 году Эдвин Мартон выиграл конкурс скрипачей в Монреале, после которого Венгерская республика предоставила ему право играть на легендарной скрипке 1697 года работы Страдивари, на которой когда-то играл сам Паганини.

  • Непосредственно музыканты.

Наверно это самый редкий случай, учитывая нереальную стоимость инструмента. Но если я правильно истолковала, то по крайней мере, один такой случай имеется: самая дорогая в мире виолончель Дюпора работы Страдивари. Она была частной собственностью выдающегося виолончелиста 18-19 веков Жана-Луи Дюпора. После его смерти сменила нескольких владельцев, существует легенда, по которой на ней пытался музицировать Наполеон. С 1974 по 2007 год на знаменитом инструменте играл Мстислав Ростропович, который нежно именовал виолончель своей «любовницей»…

  • Коллекционеры.

Не много я нашла подтверждений, но почему-то кажется, что это самый распространенный вариант собственности. Хорошо, когда коллекционер является ещё и меценатом, ну или по крайней мере культурным человеком. Я вот о чём:

По словам музыканта, старинный инструмент принадлежит частному лицу во Франции и выдается на пользование на определенное количество лет. Валерий Соколов играет на ней около 7 лет.

Моя добрая фея, всё та же Анна , добавила к этому вопросу свои комментарии. Я, цитируя её диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, защищенную в Днепропетровске в 2003 году, вставляю следующую выдержку. Кто владеет украинским , может обогатить свои знания на предмет: кто был обладателем первой в Российской империи виолончели работы Страдивари.

Відомим в колі дослідників є факт, що талановитий музикант, знавець мистецтва, А.М.Маркевич був власником першої в Росії віолончелі роботи Страдиварі. Інструмент створено у 1709 р., і на межі ХІХ — ХХ ст. таких інструментів знавці налічували не більше десятка. Віолончель, привезена до Росії італійцем, музикантом на прізвище Дельфіно, була свого часу придбана його предками разом з домом в Кремоні. Дельфіно прибув до Росії на запрошення князя Потьомкіна і став музикантом у його домашньому оркестрі. Після смерті князя, Дельфіно переїхав в маеток графа А.І.Гудовича (родич історика М.А.Маркевича по материнській лінії), і провів там останні роки життя. 
Музикант не лише грав і давав хазяїну уроки гри на віолончелі, а й став близькою людиною в родині Гудовичів. За його заповітом А.І.Гудович викупив інструмент у нащадків Дельфіно, близько 1820 р. У 1864 р. А.М.Маркевич, який, за свідченнями сучасників, віртуозно грав на віолончелі, одержав щедрий подарунок від графа. Цей інструмент звучав в руках сенатора у залах Петербурзької консерваторії, на музичних вечорах і благочинних заходах, у 
домашньому осередку, коли в Кобріно збирались родичі і друзі Маркевичів.
Після смерті сенатора до його нащадків звертались численні комісіонери, пропонуючи продати унікальний інструмент за кордон. Нащадки ж, усвідомлюючи цінність музичного інструменту, докладали зусиль до того, аби віолончель не покинула країни і продовжувала служити розвиткові вітчизняної музикальної культури. Вони звертаються у 1908 р. до Міністерства імператорського двору з пропозицією продати віолончель для імператорського оркестру. Але, згідно звіту, фінансов ий стан міністерства не дозволяв робити видатків, навіть за тих відомих умов, що ціна на віолончель, що її виставили спадкоємці Маркевича, була значно нижчою від запропанованої комісіонерами.
 Існують підстави робити припущення, що унікальний інструмент потрапив до США / ссылка на Дело канцелярии Министерства императорского двора о покупке виолончели Страдивариуса у наследников сенатора Маркевича для придворного оркестра. Российский государственный исторический архив. Ф.468, оп. 14, д. 3134./

Да, так вот: какова ситуация с инструментами такого ранга в Украине? Увы – не слишком благоприятна… Музыканты-виртуозы  должного «калибра» имеются, а подлинных инструментов великих итальянских мастеров – ни одного… Очень выразительно эту ситуацию демонстрирует следующее событие: в 1999 году имел место первый случай, когда знаменитая «Вдова Паганини» работы Гварнери выехала за пределы Италии и была специально доставлена в Киев для концерта украинского скрипача Богодара Которовича. Музыкант вспоминал свои впечатления от концерта не иначе, как мистические. Эмоции были столь сильными, что после выступления Которович попал в больницу и даже пережил состояние комы…

И вот теперь – выступление звезды мирового масштаба в Днепропетровске. Валерий Соколов, скрипач украинского происхождения, давал единственный публичный концерт и я … читай начало:)!

Друзья, своё присутствие на этом концерте я расцениваю не иначе как новогодний подарок. Желаю, чтобы всем вам в Новый год достались самые желанные, самые любимые подарки!

Это тоже интересно

Комментарии

  • О, вспомнила по инструментам Страдивари!
    Этот человек — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
    — был обладателем первой в России (империи) виолончели Страдивари.

    Вот выдержка из моей диссертации :
    «Відомим в колі дослідників є факт, що талановитий музикант, знавець мистецтва, А.М.Маркевич був власником першої в Росії віолончелі роботи Страдиварі. Інструмент створено у 1709 р., і на межі ХІХ — ХХ ст. таких інструментів знавці налічували не більше десятка. Віолончель, привезена до Росії італійцем, музикантом на прізвище Дельфіно, була свого часу придбана його предками разом з домом в Кремоні. Дельфіно прибув до Росії на запрошення князя Потьомкіна і став музикантом у його домашньому оркестрі. Після смерті князя, Дельфіно переїхав в маєток графа А.І.Гудовича (родич історика М.А.Маркевича по материнській лінії), і провів там останні роки життя. Музикант не лише грав і давав хазяїну уроки гри на віолончелі, а й став близькою людиною в родині Гудовичів. За його заповітом А.І.Гудович викупив інструмент у нащадків Дельфіно, близько 1820 р. У 1864 р. А.М.Маркевич, який, за свідченнями сучасників, віртуозно грав на віолончелі, одержав щедрий подарунок від графа. Цей інструмент звучав в руках сенатора у залах Петербурзької консерваторії, на музичних вечорах і благочинних заходах, у домашньому осередку, коли в Кобріно збирались родичі і друзі Маркевичів. Після смерті сенатора до його нащадків звертались численні комісіонери, пропонуючи продати унікальний інструмент за кордон. Нащадки ж, усвідомлюючи цінність музичного інструменту, докладали зусиль до того, аби віолончель не покинула країни і продовжувала служити розвиткові вітчизняної музикальної культури. Вони звертаються у 1908 р. до Міністерства імператорського двору з пропозицією продати віолончель для імператорського оркестру. Але, згідно звіту, фінансовий стан міністерства не дозволяв робити видатків, навіть за тих відомих умов, що ціна на віолончель, що її виставили спадкоємці Маркевича, була значно нижчою від запропанованої комісіонерами. Існують підстави робити припущення, що унікальний інструмент потрапив до США / ссылка на Дело канцелярии Министерства императорского двора о покупке виолончели Страдивариуса у наследников сенатора Маркевича для придворного оркестра. Российский государственный исторический архив. Ф.468, оп. 14, д. 3134./

    Цитирую свою диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, защищенную в Днепропетровске в 2003 году — ГОЛУБЧИК Г. Д. РІД МАРКОВИЧІВ-МАРКЕВИЧІВ У КУЛЬТУРНО-ГРОМАДСЬКОМУ ЖИТТІ УКРАЇНИ: “НОВА СІМЕЙНА ІСТОРІЯ”
    + моя публикация в журнале «Грани» — не вижу ее сети : Голубчик Г.Д. Соціокультурна діяльність Миколи та Андрія Маркевичів крізь призму сімейної історії // Грані. 2003 . №5. С. 47-52.

  • 🙁 формат комментариев — у меня текст уехал за поля

  • Анна, спасибо за комментарий! Он настолько объёмный и качественный, что я его вставлю в тело поста, если не возражаешь!

  • […] блога. Не могу сейчас не вспомнить добрым словом Диму , Анну, моих киевских друзей и ещё одного человека, который […]

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх