Винтажные украшения: история и фото

Винтажные украшения: история и фото

Диагноз я себе поставила окончательный: венецефил:). Множество известных людей говорили про «яд» Венеции, про её магическую притягательную силу. Я испытала на себе этот самый яд, все мои близкие друзья об этом знают и при любой возможности подбрасывают мне всякую интересную информацию (огромное им за это спасибо, это чудесные подарки!). Таким образом, у меня копятся такие разнообразные и любопытные сведения, что не могу не рассказывать об этом. Сегодня – рассказ об истории особого венецианского ювелирного стиля, о тех старинных украшениях, которые в современном мире воспринимаются как винтажные.

Противоречия венецианской истории

История венецианской республики (необыкновенно красивое название которой Serenissima – Светлейшая) удивительно богата и насыщена. Насыщена в том числе и некоторыми, на мой взгляд, логически противоречивыми явлениями. Вот, с вашего позволения, озвучу своё мнение об одном из таких явлений: с одной стороны Венеция являлась прямой наследницей византийских традиций в искусстве. Стоит только увидеть главную святыню Венеции – собор св. Марка, чтобы наглядно убедиться в этом.

Венеция, собор Сан Марко
Венеция, собор Сан Марко

Переняла Светлейшая и славное мастерство непревзойденных византийских ювелиров. В соборе св. Марка до сих пор хранится Золотой алтарь (Пала д’Оро). Это уникальный шедевр ювелирного искусства, в своём роде единственный в мире. Он выполнен изначально мастерами из Константинополя, а позднее дополнен работами венецианских ювелиров.

Золотой алтарь в Сан Марко, фрагмент
Золотой алтарь в Сан Марко, фрагмент

Кроме такой благоприятной эстафеты мастерства, процветанию ювелирного искусства в Венеции способствовало и географическое островное расположение. Оно предоставляло мастерам Светлейшей такой изумительный материал, как жемчуг. И ещё – не забываем, что на ранних этапах своей истории республика была монопольным связующим звеном между Европой и Востоком. Через торговые потоки венецианских купцов проходили и такие эксклюзивные товары, как драгоценные и поделочные камни с Востока. Казалось бы, всё благоприятствовало тому, чтобы граждане Венеции носили лучшие ювелирные украшения! И вот тут-то и кроется то противоречие, на которое я намекала:). Не могли венецианские модницы и вельможи позволить себе чрезмерное увлечение ювелирным искусством!

Все десять веков своей истории республика неукоснительно соблюдала закон: общественные интересы преобладают над личными. Вот как пишет об этом Елена Орёл в книге «Мир Венеции»:

Ни в одной стране мира привилегированный класс не ставил сам себе таких жестких рамок поведения, таких строгих норм дисциплины и следования закону, как венецианские патриции.

Как следствие из такой установки: в республике существовали всевозможные указы с запретом на роскошь. Чтобы избежать баснословных трат на драгоценности, власти вносили строгие ограничения на ношение ювелирных украшений. Нарушение этих ограничений влекло за собой солидный денежный штраф.

Венецианские украшения

Не смотря на видимое противоречие между спросом и предложением, венецианские ювелиры оттачивали своё мастерство, доводя его до совершенства. Слава о венецианских ювелирных изделиях зародилась ещё в те времена запретов и достигла наших дней. В 20-м веке знаменитые на весь мир женщины – Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Грейс Келли – возродили моду на винтажные украшения сугубо венецианского происхождения – «моретто венециано». Что означают эти красивые загадочные слова? Визуальное воплощение ещё более красиво, это миниатюрная скульптура, изображающая голову мавра в тюрбане, украшенная золотом, эмалью, камнями. Эту фигурку носили в виде серег, а потом и брошек.

моретто венециано моретто венециано моретто венециано моретто венециано

Существовало и другое ювелирное украшение, к названию которого неизменно приставляется слово «венецианское». Это золотая цепочка манин. Сейчас цепочка манин перешла в разряд антикварных изделий, так как секрет её чрезвычайно мелкого плетения уже утерян. Цепочки имели длину невероятных размеров, иногда 50-60 метров! Манин наматывали на запястье (отсюда и название – на итальянском «mano» значит рука),  иногда носили на шее. На представленном ниже фото — картина «Флора» венецианского живописца Пальма Иль Веккьо. Если присмотритесь внимательней, то на левой руке девушки вы увидите ту самую манин!

Флора, Веккьо.
Флора, Веккьо. На левой руке девушки — цепочка манин

Это изделие высоко ценилось у венецианок и передавалось по наследству. Если женщина имела несколько дочерей и одну цепочку манин, то последняя делилась на равные части, чтобы каждая наследница могла получить свою долю. Поэтому редко сейчас можно найти старинные антикварные цепи той настоящей, первоначальной длины. Если в современной ювелирной индустрии и применяют этот термин — манин, то это можно рассматривать скорее как дань истории и моде на винтажные украшения.

винтажные украшения

Современное колье манин

Можно было бы рассказать и о самом известном венецианском ремесле – изготовлении муранского стекла. Ведь стекло это – не только люстры и посуда, это ещё и лучший в мире стеклянный бисер… Но этот рассказ заслуживает отдельной истории, поэтому до новых венецианских встреч!

Это тоже интересно

Комментарии

  • Интересный рассказ , Ольга. Сразу видно что вы любите Венецию. Да, я тоже обратила внимание на большое количество ювелирных магазинчиков в центре города. Но и венецианское кружево — мне оно кажется тоже достаточно «ювелирным» и винтажным.

  • Надежда, мой блог как бы переживает второе рождение:) И я рада видеть вас в числе первых посетителей!
    А венецианское кружево (остров Бурано) — да, это тоже достойный образец прикладного искусства. Но, к сожалению, секрет мастерства его изготовления уже тоже канул в историю.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх