Венеция: достопримечательности и традиции

Венеция: достопримечательности и традиции

Бывает иногда, что некоторых людей почему-то раздражает, когда хоть какое явление имеет оглушительную популярность или даже славу. Замечали такое? Этим людям, вероятно, очень хочется подчеркнуть своё особое мнение, которое не совпадает с общепринятым.

Так вот, про Венецию сказано, конечно, много такого, что давно уже превратилось в некий затёртый шаблон: жемчужина Адриатики, город-музей, сказка на воде. Но вразрез этим восторженным эпитетам всегда найдется некто, кто, состроив скучающую мину, процедит: и чем уж так хороша  эта Венеция? В каналах вода – как в канаве, тучи гнуса досаждают, гондольеры наглые деньги зашибают, нет, не поеду я туда!

gorod na vode
Город на воде

На высказывания такого рода лично я имею непреклонное мнение: изумительная страна – Италия, Венеция – необыкновенный город. Ответ этот сложился задолго до моего настоящего визита в страну. Он зрел во мне чуть ли не с юных лет под влиянием античных мифов, как этакое виртуальное впечатление. А за последнее время оно только окрепло благодаря тому, что прочитала и услышала про традиции Венеции в эпоху незабвенного барокко.

Столица праздников и искусств

Венецианская Республика (она же имела названия Светлейшая, Тишайшая, республика Святого Марка) в своё время заняла чрезвычайно выгодное положение посредника в торговле между европейскими странами и Востоком. Этому способствовали путешествия и открытия Марко Поло и других венецианских купцов.

Но, начиная со средины 16-го столетия, европейцы всё увереннее осваивают новые пути по морю, пригодные для торговли. И в расширении заморских колоний тоже наметился небывалый размах. Для республики Святого Марка это постепенно сводит на нет все основы для процветания и авторитета в сфере политики.

И тут начинается самый необычный и просто-таки непостижимый процесс преобразования: мощнейшая торговая и купеческая держава легко и раскрепощенно меняет свой статус! Теперь Венеция становится местом реального паломничества поклонников искусства и любителей развлечений.

В эпоху барокко (17-18 века) в Светлейшей разворачивается самый грандиозный «пир во время чумы». Экономические устои находятся в состоянии глубокого кризиса,  вся политическая и социальная структура грозит вот-вот развалиться. Но у аристократов ещё осталось кое-что от состояний их предков, а простолюдины не потеряли вкус ко всякого рода общественным развлечениям. И жизнь превращается в непреходящий праздник, культура и искусство достигают невиданного подъёма.

Это вкупе с необычным географическим расположением города, превращает Венецию в уникальную приманку для европейцев. Рассказы о венецианском укладе жизни не утихают во всех монарших дворах Европы. Складывается устойчивая и приятная традиция. А именно: вся европейская знать стремится побывать в Светлейшей. И это становится правилом «хорошего тона».

Теперь мы можем сделать такой дерзкий вывод: Венеция – это первый европейский, а может и мировой, центр настоящего массового туризма! Она превратилась в изысканный и пышный рай, в который тянулись почитатели музыкальных и художественных находок, общественных развлечений и грандиозных праздников.

Автор увлекательнейших исследований культуры Венеции француз Патрик Барбье дал краткую характеристику, которая очень метко описывает особенности этого периода:

Венеция времен Вивальди впала в самую весёлую и самую беспечную из предсмертных агоний.

История карнавала в Венеции

Не могу сказать, насколько глубоко в века уходит корнями празднование знаменитых карнавалов. Но вот какие этапы представляют для меня интерес:

  • Уже в 1680 году имелись записи о том, что это веселое действо посетили десятки тысяч иностранцев. Правда, нам сейчас немного странно считать иностранцами жителей соседних Неаполя, Рима и Флоренции. Но тогда это были отдельные независимые государства, и из них на карнавал в Венецию прибывало до 30 тысяч человек. А это, чтоб вы понимали:  практически пятая часть всего местного населения! Могла  ли Венеция в то время, не знакомое с понятием «массового туризма», поместить такое количество гостей? Оказывается, Светлейшая прекрасно с этим справлялась. Перестроившись из центра торговли в столицу для приема приезжих, город уже тогда располагал огромным количеством заведений, предоставлявших туристам место для ночлега и еду.
  • В 1797 году всё это оборвалось… Отречение от власти венецианского дожа, вхождение в республику войск Наполеона, всё – Светлейшая пала… В истории Венеции начался новый, не праздничный этап. Карнавалы, как и многие другие традиции, прекратили своё существование.
  • Но … ненадолго! Всего-то на 183 года. Уже в 1980 году итальянцы спохватились и традицию извлекли из пыльного забвения. Мне думается, что это уже совсем не те карнавалы, какими они были в барочные времена. Скорей всего, это уже не столько потребность в празднике местных жителей, сколько коммерческое мероприятие для туристов. А может, я не совсем права: ведь я видела своими глазами, сколько радости и восторга вызывает открытие карнавала. И при этом венецианцы самозабвенно готовятся к параду масок и горделиво позируют в карнавальных костюмах.карнавал венеция карнавал венеция карнавал венеция

Главные увеселительные мероприятия проводились в последнюю неделю перед Великим постом. Но были у них там и какие-то другие даты, которые тоже сопровождались карнавальными ритуалами. Кроме того, к карнавалам, как к таковым, прибавлялись ещё свои локальные праздники: день Святого Марка, обряд венчания дожа с морем.

В общем,  в итоге венецианцы допраздновались до каких-то невероятных рекордов: в целом в году чуть ли не 6 месяцев отмечали самые роскошные и бесшабашные  праздники, какие только были известны в ту эпоху в Европе!

В последний перед Постом четверг благодарная аудитория могла наблюдать за зрелищем под названием «vola», в переводе с итальянского – полёт.  Ритуал выглядел следующим образом: с верхушки колокольни св. Марка (а это почти 100 метров высоты) был протянут канат к окну Дворца Дожей. По канату, имитируя полёт, спускался красавец-юноша, держа в руке букет цветов. Достигнув окна, юноша вручал эти цветы Его Тишайшему Высочеству. Иногда это могли быть ещё и стихи, сочиненные по случаю праздника в честь дожа.

И в наши дни можно также увидеть этот красивый обряд. Только, будучи в Венеции как раз в первый день карнавала, я услышала другие названия. И действующие лица немного другие.

Итак, теперь ритуал служит сигналом к торжественному началу карнавального действа. Термин «полёт» возможно, остался. Но я услышала от местного жителя словосочетание «спустить ангела». И что вы думаете? Ровно в 12.00 восторженными криками публика приветствует девушку ангельской внешности. И этот ангел начинает плавно скользить вниз с самого верха колокольни. Ну-у-у, на счёт ангельской внешности я, конечно, присочинила: высота и скопление невероятного количества людей не позволяют это рассмотреть!

Интересная подробность: венецианцы не без юмора называют этот обычай «спустить турка». Дело-то такое: высота большая, полёт не безопасен. Так что если находился в хозяйстве какой-нибудь пленный турок – вместо ангела спускали его. Всё не так жалко, если что!

А теперь в заключение: может и правы те, кто говорит о том, что вода в каналах попахивает. Может и те правы, кто разрушающиеся венецианские палаццо считает недостаточно пышными. Пусть так. Но для меня Венеция – город совершенно особенный, и прекрасней его нет на свете!

 

Это тоже интересно

Комментарии

  • Я когда-то мечтал побывать в Венеции, Риме, Флоренции, вряд-ли уже.

    • Олег, ну почему же — вряд ли? Я, между прочим, начала ездить за границу очень поздно. И в Венеции побывала в таком возрасте, которого ты ещё и не достиг:) Так что главное — чтобы желание не исчезло, а время придёт!

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх