Венский оперный театр

Вена, оперный театр

Вена, оперный театр

Опера занимает не последнее место в моей жизни: если я и не являюсь большим знатоком в этой сфере, то уж интересующимся любителем — точно. А венская опера настолько знаменита, что казалось бы, этот пункт должен был стоять первым в моей программе путешествия. Но предпочтения сложились по-другому, другие культурные мероприятия поманили нас больше:). Хотя и оперный театр в Вене мы никак не могли обойти своим вниманием, для него у нас была припасена отдельная идея.

Идея эта имеет две составляющие, не обе они оказались успешны в реальном воплощении. В общем, я расскажу, а воспользоваться ли и вам подобными предложениями — решайте сами.

Опера для всех

На одной из стен оперного театра имеется большой экран и некоторые (отнюдь не все!) спектакли транслируются в реальном времени. Эта затея прекрасна по определению: сделать классическую музыку и в частности оперу, доступной абсолютно для всех. Прямо на улице перед началом спектакля выставляются стулья, любой может в любое время присоединиться (или отсоединиться:) к просмотру. Идея-то, конечно, прекрасна, но… Попытались мы послушать и скажу я вам — ощущения совсем не те, что в зале. Совершенно не те. На сей счет уместно вспомнить книгу «Когда можно аплодировать» . Там я как раз поддерживала мнение автора: посещение живого представления — это не только собственно слушание. Это особая атмосфера, особый вечер, который создает настроение. На улице этого настроения нет, как ни старайся:) Иными словами: хотите слушать оперу, музыку, то надо уж как-нибудь выделить время и деньги и отдать этому занятию вечер. А не пытаться совместить несколько дел, мимоходом заглянув на экран. Таково моё мнение.

Экскурсия по оперному театру

Как нам казалось, мы составили хитрый план:)) С первым пунктом этого плана, как вы уже поняли, мы потерпели фиаско: опера на улице ну совсем не пошла… Но оставалось воплотить ещё второй пункт: посмотреть само здание театра внутри, минуя посещение спектакля. Это реальная возможность, поскольку в театре ежедневно проходят дневные экскурсии на разных языках. Другое дело, что попасть на русскоязычную экскурсию не всем, вероятно, удается. Она проходит с интервалом в несколько дней. На всякий случай рассказываю: для такого случая существует отдельная касса. Предварительная продажа билетов вряд ли имеет место быть, во время своих прогулок по городу мы проходили мимо этой кассы — она всё время была закрыта. Но возле неё всегда висит расписание: когда и на каком языке вы сможете посетить экскурсию. То есть приходите непосредственно в означенное время и покупаете билет. С любой стороны театра к нужному месту вас выведут вот такие указатели:

Венский оперный театр

Вы узнаете, что пришли в правильном направлении, когда увидите вот это самое расписание:

Венский оперный театр

Заходить на экскурсию будете вот в эту дверь:

Венский оперный театр

Удалось ли у нас это мероприятие? И да, и не очень… Дело в том, что венская опера — заведение прославленное не только своей труппой и постановками. Традиционно считается, что это один из красивейших оперных театров мира. И в этом утверждении мы несколько поколебались… Не слишком нам понравились интерьеры театра: мрачновато, низковато. Тем более, что я только недавно побывала в нашем одесском оперном — это несравнимые вещи. В Одессе намного пышнее и нарядней! И такое моё мнение подтверждается реальными жизненными обстоятельствами — но об этом позже. Что ж, неужели так всё плохо у нас сложилось с венской оперой? Нет, мы посетили экскурсию и она была очень информативна. Я узнала так много интересных сведений из истории театра, даже сомневалась в их уникальности. В смысле подозревала, что об этом всём можно прочитать в Википедии. Но нет, пока ничего такого не нашла. Так что для тех, кому интересно, сейчас изложу краткие тезисы.

Из истории венской оперы

Выше я намекнула, что не только я осталась не в восторге от помещения венского оперного. Я не просто сотрясаю воздух: в истории по этому поводу произошла настоящая драма. Когда состоялось открытие театра, первой осталась недовольна венская публика. Основная претензия заключалась в том, что парадный вход в театр не имел даже лестницы, зрители попадали в вестибюль прямо с тротуара. А как же покрасоваться перед уличными прохожими, продемонстрировать свои наряды?!!! Итак, венцы обозвали новый театр трамвайным депо… Чуть позже негативно высказался об интерьерах театра и сам император. И вот тут-то драма: из двух архитекторов один кончает жизнь самоубийством, другой умирает от разрыва сердца. И это буквально на протяжении месяца…

Театр долгое время назывался Придворным. Разумеется в зале имелась специальная императорская ложа. Она имеется и сейчас и считается самым удобным и дорогим зрительным местом. Ну-у, не знаю как там в Вене, но в одесском театре я себе бронировала именно такое место: в бывшей царской ложе. Расположена она так же, в центре зала. Но одесскую ложу сильно урезали в размерах, часть её занимает комнатка звукооператоров (или осветителей?). В результате в ней очень тесно, я бы не рекомендовала эти места как самые комфортные:). М-да, вернемся однако в Вену. Вы видите на фото под ложей такой как бы заборчик?

Венский оперный театр

Это стоячие места, стоят они всего 4 евро, но купить их заранее нельзя — только незадолго до начала спектакля. Гид нам сказала, что за таким билетом надо отправляться, имея с собой шарфик. ?! Оказывается, коль скоро вы выкупили стоячий билет, в самом центре, прямо под императорской ложей, вы можете быстренько «застолбить» себе там местечко, повязав на «заборчик» шарфик. И отправляйтесь спокойненько в туалет, а то и в буфет — ну в общем, ни в чём себе не отказывайте:)))

Кроме ложи у императора имелась и отдельная комната для отдыха в антракте — неудивительно, прямо скажем. Эта комната и сейчас сдается гостям в аренду. Но стоит каких-то нереальных денег: что-то такое 700 евро за 15-20 минут… Однако!

Венский оперный театр

Мы посмотрели ещё несколько холлов с театральными буфетами и зрительный зал, пересказывать не буду, будете в Вене — сходите на экскурсию, всё увидите сами.

Но вот о чём ещё хочу сказать: венский оперный продолжает удерживать высокую планку. Это нелегко: опера не так сильно популярна в наше время, как когда-то, а качественные постановки обходятся очень дорого. В результате весь этот театральный процесс можно считать рентабельным всего процентов на 25, остальное — государственные дотации. И тем не менее театр не сбивается на какую-то халтурку, традиции соблюдаются свято. С самого начала театр позиционировался как заведение для представления оперы и балета. Так и продолжается. Гид сказала, что если на улице вам предложат билетик на какой-нибудь концерт или другое действо, кроме оперы и балета — не верьте. Для этого в Вене имеются другие залы, в оперном же по-прежнему имеют место только два вида постановок. Исключение: раз в году ставят оперетту Штрауса (не запомнила по какому поводу) и раз в году — знаменитый венский оперный бал. Это тоже интересная тема, но только другая:).

К спектаклям относятся очень серьёзно и дотошно. Я имею в виду сейчас не только состав артистической труппы, но так сказать — техническую сторону. В постановках задействовано столько декораций и костюмов, что для них в городе существуют отдельные немаленькие помещения. Сцена, это собственно не просто одна сцена, их несколько. И они поднимаются, вращаются и как-то там ещё оснащаются с тем, чтобы во время спектакля смена декораций и прочие рабочие моменты происходили с максимальной скоростью и удобством.

И вот ещё «вкусная» подробность: именно с венской оперой связаны балетно-оперные рекорды, занесенные в «Книгу рекордов Гиннесса».

  • Дуэт Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев после «Лебединого озера» на венской сцене зрители вызывали на бис 89 раз, а аплодисменты не стихали около часа!!!
  • Но и этот рекорд был превзойден. В 1991 году в Вене шла постановка «Отелло» с Пласидо Доминго. На сей раз овации длились 80 минут, а певец выходил кланяться публике 101 раз!

Так что могу ли после столь интересных сведений считать, что знакомство с венской оперой у меня не удалось? Нет и нет, это знакомство только возбудило аппетит:) И я уверена, что в следующий приезд в Вену я с удовольствием приобрету билет на настоящее живое выступление, да будет так!

 

Это тоже интересно

Комментарии

  • Да, прочитала ваш рассказ о венской опере и согласилась с заключением — надо идти на представление ))) Думаю, тогда и атмосфера совсем другая, а ведь зачастую именно этим и отличаются подобные места, и те ощущения, которые можно пережить во время, когда они функционируют в соответствии с основным своим предназначением, с лихвой покроют архитектурные неудобства и прочие досадные на первый взгляд детали.

    • Да, Лена, я это вроде и знала. Но надо было попробовать:) Вот теперь уж знаю точно: живое представление в зале не заменят никакие трансляции на экране!

  • Ваш блог приобрел преданного поклонника, постараюсь как можно чаще бывать у вас в гостях. Спасибо огромное. Очень красиво. желаю вам творческих успехов.

    • Олег, чтоб вы понимали: за три года существования блога я не пыталась пока на нём заработать (реклама отсутствует), это только моё хобби и необходимость самовыражения:) Но такие комментарии, как ваш — это настоящая награда, это дорогого стоит. Спасибо вам огромное!!!

  • Когда мне говорили, собирай базу подписчиков, делай продукты-подарки для собирания адресов., размещай рекламу, я отмахивался. Считаю, что во всем должна быть честность и порядочность. Несмотря на то, что я сейчас отношусь к цеху веб-райтеров, то есть к людям связанным с маркетингом, продажами, продающими текстами не совсем принимаю современные ухищрения в бизнесе. Наверное совковое воспитание и то, что я до недавнего времени был далек от всего этого сыграли свою роль.
    Мой сайт- это моя настоящая жизнь, рабочий инструмент, отдушина, то как я чувствую жизнь-онлайн и как понимаю свою новую специальность, а еще желание чуть-чуть как смогу помочь новичкам, отодвинуть их от бездумной покупки продуктов инфобизнеса, от бестолковой работы на дешевых и бездушных биржах и сайтах фриланса.

    • Олег, у меня какие-то созвучные ощущения. Ведь я тоже «родом из СССР» и веб-райтерство для меня тоже в новинку. Поначалу я бодренько ухватилась за все инструменты, которые вы перечислили. Но быстро остыла потому что почувствовала во всём этом некую искусственность. А мне нравится писать искренне и о том, что я знаю и люблю. Поэтому пишу без всяких потуг на «оптимизированные тексты» и не стараясь угождать прихотям заказчиков. Поэтому-то для меня истинной наградой является положительный отзыв о блоге.
      И — я думаю: новичкам, пробующим себя на стезе веб-райтинга, очень даже стоит почитывать ваши статьи:)

  • Забавное новшество с транслированном спектакля на экране, но, так и дома у телека можно вечер провести… Наверно, по ощущениям это примерно то же, как рассказывать о впечатлениях об увиденной картине по репродукции :)))

  • Какое прекрасное здание! Спасибо за такое большое количество подробностей и красиво написанную статью. А вот тема с отдельной трансляцией спектакля на экране — заслуживает отдельного уважения!

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх