Постановка в Вене "Моя прекрасная леди"

Оперные сцены мира

Оперные сцены мира

Как хорошо иметь друзей, которые способны заполнить прорехи в моём не слишком богатом опыте путешественника и исследователя культурных традиций! Сегодня виртуальная подруга Нина Самойлович великодушно предоставила в моё полное распоряжение бесподобный материал с обзором ведущих оперных сцен мира. Перед вами – её рассказ:

Я всегда любила разную музыку и природа наделила меня хорошим слухом, но вкусы сформировались много позже и лицом к классике меня развернула не музыкальная школа, а естественное взросление и постепенный переход от диско и тяжелого рока. Толчком послужила встреча с человеком, уже прошедшим аналогичные стадии музыкального становления, и с ним я по-настоящему осознала красоту и глубину классики. И вот тут меня уже не надо было подстегивать: эта «новая старая» музыка как будто оглушила и вдохновила не только на пассивное слушание, но и на поиски всё новых имен, звуков, историй! Мне уже недостаточно было слушать записи, я жаждала живого действа! Так начался мой увлекательный путь по волшебному миру театрального искусства.

Травиата в Большом театре
Травиата в Большом театре

Большой театр был первой отправной точкой. А первая «живая» опера – Тоска Джакомо Пуччини. Пусть исполнители сильно разнились по стилю и уровню мастерства, это был полный восторг и настоящий праздник.  Потом у меня было много визитов на Новую сцену Большого, но почти всегда запоминались фрагменты, не было ощущения цельности. Однако дверь в мир оперы приоткрылась шире, и я шла дальше.

Оперные сцены мира: Большой театр
Билеты в Большой Театр
Оперные сцены мира: Большой театр
Билеты в Большой Театр

В моей новой музыкальной жизни я сделала для себя открытие: опера Доницетти «Лючия ди Ламмермур», являющаяся одним из самых совершенных образцов стиля бельканто. И вот я узнаю, что Мариинский театр в Санкт-Петербурге ставит это произведение, а в двух премьерных спектаклях играет Анна Нетребко! Нужно ли говорить, что я не раздумывала? Мне повезло взять билет на хорошее место на балконе, и я воочию убедилась, что Анна великая певица, какие рождаются очень редко. Были моменты, когда она вступала, а я крутила головой, силясь понять, что за звуки. Не верилось, что их может издавать человек, они были поистине ангельскими! К Санкт-Петербургу у меня особое трепетное отношение, поэтому именно туда я отправилась и ещё раз, чтобы послушать вживую своё любимое произведение великого Верди – оперу Аида, которую помню с детства и легко узнаю.

Оперные сцены мира: Мариинский театр
Билет в Мариинку

К Санкт-Петербургу у меня особое трепетное отношение, поэтому именно туда я отправилась и ещё раз, чтобы послушать вживую своё любимое произведение великого Верди – оперу Аида, которую помню с детства и легко узнаю.

Оперные сцены мира: Мариинский театр
Билет на Аиду

Меня уже было не остановить в моих исследованиях. Но пока собственного опыта было немного, за ориентир я взяла устоявшийся рейтинг, предполагающий непременное посещение следующих театров: Ла Скала, королевская Опера Ковент Гарден и Венская опера. Тем более что мне невероятно везло при визитах в города, где эти знаменитые залы находятся. Невзирая на ограниченное пребывание, я постоянно умудрялась попасть на прекрасные постановки!

В Лондоне я встречала Новый год и мой выбор пал на спектакль Богема 2 января. Несмотря на праздничную атмосферу, демократичные англичане запросто являлись в джинсах и, рассаживаясь в партере, заталкивали куртки под кресла, чтобы не тратить время в гардеробе. Действие оперы происходит в Париже, в котором я никогда не бывала, но представляла его именно таким. Очень легкое и яркое исполнение и театр с доброжелательной, почти домашней обстановкой.

Оперные сцены мира: Ковент-Гарден
Оперные сцены мира: Ковент-Гарден

Дальше мой план привёл меня в Венскую оперу и очень удачно пришелся на премьеру Тангейзера. Именно в этих стенах Вагнер звучал мощно и гармонично, но признаюсь, что предпочла бы  что-то другое, более воздушное. Мое место было в первом ряду балкона, в антрактах я гуляла по террасам и объедалась шоколадом. Вокруг кружили открытые платья и фраки с бабочками, впрочем, не обошлось без пары китайцев в джинсах и кроссовках. Сам театр настолько прекрасен и грандиозен, что сбивает с толку и уводит от восприятия музыки.

Оперные сцены мира: венская опера
Оперные сцены мира: венская опера

Отвлекусь немного от темы на другой музыкальный жанр: оперетту. Будучи в Вене, никак я не могла пропустить такое событие, как знаменитая венская оперетта! И вот тут немного не сложилось: вместо венского представления я смогла попасть только на мюзикл американского происхождения Моя прекрасная леди. Но и он доставил немало удовольствия, тем более что водевильный сценарий я устроила себе самаJ, перепутав названия и адреса театров. К началу представления домчалась на такси и с удивлением отметила, что на входе никто не проверял входные билеты, только в зале билетеры помогали найти место. В антракте публика вышла на улицу и рассредоточилась по близлежащим кафе, через сорок минут не спеша вернулась обратно.

Постановка в Вене "Моя прекрасная леди"
Постановка в Вене «Моя прекрасная леди»

И наконец, я попала в Ла Скала! Такой порядок вещей оказался самым правильным, этот театр-легенда  должен быть последним в списке. Потому что если с него начинать – сложно объективно относиться к другим. Это единственный театр, в котором до сих пор чтят средневековую традицию на запрет зрителям балкона спускаться в нижние фойе и смешиваться с публикой партера и дорогих лож. Таков порядок с тех времен, когда галерка являлась местами для простолюдинов. Если в других театрах на одно представление приходилось по 1-2 ярких звезды, в Ла Скала звездой был каждый исполнитель. Артисты не то, что пели… они разговаривали вокалом. И при этом играли, жили в своих ролях! Я слушала Женитьбу Фигаро Моцарта, хотя до поездки мечтала послушать что-то  более итальянское. Но сразу после начала все забылось, я была очарована, потрясена шедевром великого композитора и никогда не забуду тот волшебный вечер.

Оперные сцены мира: знаменитая Ла Скала
Оперные сцены мира: знаменитая Ла Скала

И вот открылась после многолетней реставрации Главная, или Историческая сцена Большого театра и очень правильным выбором была опера Борис Годунов. Думаю, нигде она не могла бы звучать настолько величественно и грандиозно. Я доверилась совету кассира и взяла первый ряд балкона, звук уходил именно туда. Торжественности добавляли интерьеры царских фойе и выставка театральных костюмов.

Оперные сцены мира: Большой театр
Билет на «Борис Годунов»

Позже на этой сцене я слушала и оперу совсем другого направления: Травиата Верди. Но это не был слишком удачный визит: то ли место неправильное и звук казался приглушенным и немного искаженным, то ли постановка — с налетом современности, с невыразительными и   аскетичными декорациями.

Травиата в Большом театре
Травиата в Большом театре

 Хочу отдать дать памяти великой оперной примадонне  Елене Образцовой. Слышать ее вживую было моей давней мечтой и я успела. В этом году великой певицы не стало. Зал был переполнен, случайных людей не было: к примеру, рядом со мной сидела девушка из Таллинна, которая специально ездила на юбилейные вечера в Москву и перед этим в Санкт-Петербург. Певица была великолепна. Пусть на высоких нотах голос слегка вибрировал, а партнеры незаметно, но продуманно не выпускали ее из рук, поддерживая, но её бархатное меццо-сопрано волновало, как и многие годы назад. В концерте, помимо молодых исполнителей ее школы, участвовали такие звезды, как Зураб Соткилава и Денис Мацуев.

На этом можно было бы и закончить мой обзор, но не могу удержаться от искушения перечислить некоторые достойные и яркие представления:

  • Вот и ещё опера — во время моего пребывания в Праге давали Риголетто. Театр небольшой, очень приятный. Исполнители старались, но как-то торопились. Волновались, что ли.

Оперные сцены мира: Прага
Риголетто в Праге
  • Тоже опера, только современная: «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина в рамках гастролей труппы Нью-Йорской труппы. Она написана уже в 20-м веке с использованием джазовых и блюзовых композиций. По завещанию автора эта опера должна всегда исполняться только темнокожими. И это разумно, потому что они поют совсем иначе, дыханием, а уж темперамент и эмоциональность не передать.
  • Теперь уж точно не опера! И даже вообще не театр, а цирк! Но какой цирк… Дю Солей. Он поразил меня легкостью исполнения сложнейших номеров, красотой и артистичностью действа. В представлении участвуют не только гимнасты и иллюзионисты, а и певцы, а сюжет обрамляет красивая музыка. Еще для меня важно то, что в этом цирке никогда не используют животных.
  • Не единожды я пыталась отдать дань своим детским музыкальным предпочтениям и побывала в московском театре Оперетты. Увы… это так и осталось светлым детским воспоминанием, сейчас я особенного впечатления не получила.
Оперные сцены мира: Театр Оперетты
Оперные сцены мира: Московский Театр Оперетты
  • А вот что сильно удивило, так это бродвейский мюзикл. Я опасалась, что исполнение будет механическим, по-американски идеализированным, без души. И все оказалось совершенно не так. Только увидев и услышав это представление, начинаешь понимать тот особый акцент, с которым упоминают «выступал в бродвейских шоу». Туда реально выбирают лучших из лучших. И если только представится возможность – это обязательно следует видеть! Это просто другой мир.
Оперные сцены мира: бродвейский мюзикл
Бродвейский мюзикл
  • Снежное шоу Славы Полунина. Моя коллега ходила на него ежегодно и как-то раз уговорила меня. Я была потрясена. Отдельные номера, которые все видели по ТВ, не передают мощи, глубины и мудрости этого спектакля, который постоянно строится иначе и с другими исполнителями. Полунин — настоящий добрый чародей из числа лучших мимов планеты.

Я заканчиваю свой рассказ, но отмечаю, что это – только крупицы, лишь слабый отблеск моих впечатлений, не отражающий их полный объём:). Желаю вам черпать полной мерой яркие, многогранные, незабываемые воспоминания от путешествий, от музыки, от жизни!

Это тоже интересно

Комментарии

  • Интересная жизнь у человека! Можно прям позавидовать!

  • «Можно прям позавидовать!»
    Конечно можно! Но зависть — не конструктивное чувство, так что лучше вдохновиться. И попытаться самому воплотить нечто подобное — у меня лично такая реакция:)

  • Молодец Нина! Для всех путешественников и меломанов — просто путеводная звезда:)

    • Та да, Нина — та ещё звезда!:)). Из всех путешественников, о которых я знаю, её путешествия более всего меня вдохновляют.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх