Ян ван Эйк, картины

Картины, написанные маслом: спасибо Ян ван Эйку!

Картины, написанные маслом: спасибо Ян ван Эйку!

Ян ван Эйк – нидерландский художник эпохи раннего Возрождения. Быть может, имя это мы слышим не так часто, как некоторые другие прославленные имена писателей и живописцев. Возможно, кое-кто из нас и вообще никогда не слышал о нём и ничего не знает о произведениях ван Эйка. А между тем, его можно назвать великим реформатором, который сделал открытия в искусстве живописи что называется – на века! Сейчас его находки настолько привычно вошли в жизнь, что даже не верится, что когда-то было по-другому. Итак, давайте-ка посмотрим: что такое придумал Ян ван Эйк?

  • Реализм, трёхмерная перспектива, светотени.

В 15 веке немногие художники были озабочены такими вещами. Поэтому одна из лучших работ нидерландского художника «Портрет супругов Арнольфини» была в тот период просто какой-то революционной. Она имела обычный бытовой, а не религиозный сюжет, на ней можно было увидеть свет, льющийся в комнату через окно и оставляющий легкие тени на лицах и предметах. Апельсины на подоконнике имеют пористую шкурку, а мех на одежде кажется мягким и пушистым. Такой откровенный реализм был смелым новшеством.

 

Ян ван Эйк, картины
Ян ван Эйк. Портрет супругов Арнольфини. 1432 г.
Ян ван Эйк, картины
Фрагменты картины
Ян ван Эйк, картины
Фрагменты картины
  • Подпись на картинах.

Эту же работу ван Эйка часто вспоминают и в связи с другим новаторским приёмом. Дело в том, что живописцы того времени были в первую очередь ремесленниками. И даже если некоторые из них отличались незаурядными качествами, всё равно было не принято отмечать свою работу чем-то индивидуальным типа личной подписи. И вдруг эта картина Яна ван Эйка с четой Арнольфини! Она считается одной из первых в истории искусства живописной работой, подписанной самим автором.

Ян ван Эйк, картины
Подпись автора на картине

Подписи художник оставлял различные. Портрет Арнольфини снабжен замечанием «Ян ван Эйк был здесь», на некоторых картинах можно видеть «Меня создал Ян ван Эйк». А на одном из портретов ван Эйк со скромным достоинством написал «Как я могу». Все эти варианты бесценны по сути: они передали последующим поколениям живописцев чувство важности индивидуального мастерства и личного восприятия мира.

  • Изобретение масляных красок для живописи.

Но наверно самая большая заслуга нидерландца – он изобрёл масляные краски. Строго говоря – не изобрёл, конечно. Ещё в самом начале 12 века (а Ян ван Эйк – это 15 век!) немецкий монах Теофил в своём трактате «О различных искусствах» уже предложил рецепт приготовления красок на основе льняного масла. Но видать рецепт этот был несовершенным, и новый вид красок широкого применения в живописи не нашёл. Они в основном играли вспомогательную роль, как-то: при раскрашивании деревянных статуй, росписи ковров и знамен. Если же кто-то решался применить масло при изготовлении картины, то такое мероприятие представлялось делом рискованным и сомнительным. Масляные краски сохли очень долго, процесс ускорялся на солнце, но тогда краски чаще всего растрескивались и выцветали.

И вот опять же – на исторической сцене появляется новатор Ян ван Эйк. Много экспериментируя, ван Эйк пытался совершенствовать состав масляных красок, в своё время выведенный Теофилом. И нидерландцу это удалось! Теперь краски не сохли так долго, как прежде. Их можно было смешивать на палитре и тем самым достигать невиданного ранее разнообразия цветов и оттенков. Тоненькая масляная плёночка на поверхности изображения работала по принципу линзы: и вбирала падающий на картину свет, и одновременно отражала его. Это вновь была революция в живописи! Масляная техника стала традиционной сначала в Нидерландах, а затем и во всей Европе.

Есть чрезвычайно интересный момент во всей этой истории. Я бы даже хотела адресовать вопрос наиболее любознательным читателям: картины какого периода лучше сохранились? 18-19 веков (в то время масляная живопись определенно была преобладающей) или же более раннего периода становления этой техники (то есть 15 век)? Но не буду томиться в ожидании ответа – расскажу сама:).

В 15 веке художник, как я уже отметила, был ремесленником, мастером-универсалом. В его обязанности входила не только живопись, как таковая, но и подготовка всего процесса, в том числе и приготовление красок. Все процедуры строго регламентировались и контролировались сводом цеховых правил. К тому же, в то время мастера пользовались ещё пигментами минерального происхождения.  Это оказалось гораздо полезней для живописного эффекта, чем применение органических красителей, которыми стали пользоваться значительно позже. И что мы видим в результате? Многие картины, написанные маслом в 18-19 веках, потемнели, потеряли свою яркость и чистоту. И это – увы! – не является исключительным признаком благородной старины. Скорее это отличительное свойство не слишком качественных красок. А вот многие работы старых мастеров – пионеров масляной живописи до сих пор поражают свежестью и богатым колоритом.

Таким образом, Ян ван Эйк – не просто великолепный художник из Нидерландов. У нас впереди ещё рассказ о судьбе знаменитого Гентского алтаря – это главный шедевр ван Эйка-художника. Но живописец был ещё и неутомимым исследователем и, вероятно, просто неординарным человеком. Эти качества обогатили мировую культуру не только его собственными произведениями, но и проторили путь другим талантливым живописцам. Собственно, благодаря этим качествам человечество получило картины, написанные маслом. За что – великое спасибо Яну ван Эйку!

Это тоже интересно

Комментарии

  • Я к сожалению не слыхала об этом художнике. Было интересно о нем почитать. Спасибо за полезную информацию.

    • Людмила, ну почему — к сожалению? Есть много вещей, которых мы пока не знаем и не слышали о них. Главное: стремиться что-то новое узнать, что вы (и я!)с успехом и делаете:)

  • трёхмерная перспектива — очень крутое изобретение в живописи, сложно поверить что это был именно он!

    • Да, может поверить и сложно: сейчас нам кажется, что сюжет картины и техника как-то … простоваты что ли. Но я не даром выложила фото отдельных фрагментов — это действительно прописанные с фотографической точностью детали. На тот момент это было очень ново, потому-то фламандская живописная школа тогда и заняла первые позиции в Европе.

  • Сколько интересных подробностей о масляной живописи и о новаторском подходе Яна ван Эйка. Вот правда, все-таки чтобы восхищаться искусством, надо знать его историю — тогда оно и правда кажется поразительным, живым. Спасибо за этот рассказ!

    • Лена, зная о ваших художественных способностях, я очень радуюсь, что смогла удивить вас:)

  • Людмила, вы молодец, что рассказываете о таких новаторах в живописи. Я познакомилась с Ван Эйком давно, на лекциях в Эрмитаже. Тогда его называли мастером перспективы. Этот портрет, 1474 я увидела в Национальной галерее и всегда удивлялась его мастерству.

    • Надежда, судя по тому, что вы написали я сделала вывод, что вы:
      а). побывали в Лондоне
      б). видели оригинал портрета
      Везет же людям!:)

  • Ольга, извиняюсь, много пишу сегодня.

  • Арнольфини похож на путина!

    • Да, есть такое:) Над этим обстоятельством уже многие в сети прикалываются

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх