Картины художников: копии, репродукции

Картины художников: копии, репродукции

Картины художников: копии, репродукции

Чем отличаются копии картин от репродукций я уже писала. Точнее — писала о месте, где хорошо это определяется. А сейчас я и вообще не собираюсь говорить об этих категориях, речь пойдет о другом — авторских повторах, или же репликах. Просто название поста выбрала из соображений: как покороче и благозвучней!:))) Правда, и про авторские повторы писала тоже, но пришла пора пополнить эту тему конкретными примерами.

Примеры эти сведу буквально к списку, и то наверно в один пост не уложусь. Итак, поехали:

  • Эдвард Мунк «Крик»

Про эту картину имеется отдельный пост, там же и репродукция, если вдруг кто не знает как выглядит одно из самых известных полотен человечества (гхм … покашливаю смущенно)

  • И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Первая версия — хочется сказать оригинал — хранится в Русском музее, Санкт-Петербург. Это огромное полотно Репин писал более 10 лет. Мне непонятна авторская кухня, я не могу постигнуть как могло быть такое: за немалый, прямо скажем, срок художник тщательно изучал историю Запорожья, в консультантах у него был лучший по этому вопросу специалист Дмитрий Яворницкий. Репин путешествовал по Запорожью, знакомился с людьми, тщательно отбирал модели для персонажей картины, долго готовил эскизы. И вместе с тем он уже чувствует , что картине не достает исторической достоверности. И, ещё не успев закончить эту первую, начинает вторую версию. Этот второй вариант «Запорожцев» хранится в художественном музее г. Харькова.

Картины художников: копии, репродукции

  • А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Первый экземпляр картины хранится в Третьяковке, Москва. Но художнику были сделаны заказы ещё на несколько реплик. Одна из них экспонируется сейчас в Нижегородском художественном музее, другие находятся в частных коллекциях. 

Картины художников: копии, репродукции

  • М.В. Нестеров «Портрет Л. Н. Толстого»

Не слишком уверенно чувствую себя с этим портретом, но по-моему дело было так: первая версия писана художником в 1907 году и хранится она в московском музее Л.Н. Толстого. А в каком году не знаю, сам Третьяков делает художнику заказ на повтор портрета для своей галереи и вот такой картинки я что-то нигде не увидела…

  • Поль Сезанн «Игроки в карты»

Вероятно, авторские повторы не планируются заранее, потребность в них возникает (или не возникает) уже после написания первоначальной версии. В таком случае про Игроков правильнее сказать, что это изначально задуманная серия из пяти картин: первые две отличаются однозначно по количеству изображенных. В последних трёх различия уже не так принципиальны, но наверно же автор замышлял их по каким-то разным мотивам?

Вообще-то про серии хочу сказать отдельно. Насколько хватает моих скромных знаний, особым почтением «серийная» живопись пользовалась у импрессионистов . И наверно, самый наглядный пример тому — знаменитые серии Клода Моне. Казалось бы: зачем столько однотипных изображений (к примеру, стогов — 25 полотен, а кувшинок … 250!!!)? Но в том-то вся и фишка импрессионизма: впечатление… Моне изображал один и тот же объект — мост, собор, реку, тополя — в разное время не только года, но и суток. В разную погоду и при разном освещении впечатления от увиденного тоже совершенно разные.

Картины художников: копии, репродукции Картины художников: копии, репродукции Картины художников: копии, репродукции Картины художников: копии, репродукции

 

 

 

 

 

 

 

Ну вот, пожалуй после импрессионистов говорить больше и не о чем. А будет о чём — добавляйте:)

Это тоже интересно

Комментарии

  • Оля, увлекли меня своими рассуждениями 🙂 Мне всегда казалось, что живописцы создавали несколько версий одной и той же темы, потому что их что-то не устраивало в предыдущих вариантах… Как желание изменить написанный текст. Но нельзя же много исправить на полотне — что от этой картины останется))) Вот им и приходилось создавать новую, ИМХО… Клод Моне, похоже, превзошел всех в своем перфекционизме)))

    • Клод Моне, похоже, превзошел всех в своем перфекционизме)))

      Таня, и согласна, и не согласна. Он-то превзошёл — это да:). Но он столько делал повторов не столько потому, что его что-то не устраивало в пердыдущих вариантах, сколько потому, что ловил всё время разные освещение и впечатления!

  • Здесь скорее необходимость, или желание других людей,, которые дали художнику предложение сделать другой вариант той же картины, а он не смог отказаться. Или собственная неудовлетворенность творением, желание сделать лучше..
    Единственное, что это ни где особо не афишируется. Поэтому некоторая путаница и возникает.

    • Был такой американский художник Альберт Бирштадт. Неплохой художник и в своё время (19 век) достаточно популярный. Что он делает? Никакой неудовлетворенности своими творениями, никакого желания сделать лучше. Напротив: начинается эксплуатация, т.е. копирование собственных лучших работ. В итоге копии становятся всё хуже, репутация всё ниже пока не наступило забвение.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх