искусство венеции

Искусство Венеции

Искусство Венеции

Кто следит за моей мыслью, тот сразу вспомнит о чём я: Венеция за годы блистательного барокко полностью изменила свой облик. Из державы, чьё благополучие основывалось на торговле, она постепенно превратилась в центр туризма для европейцев И одним из самых привлекательных её достоинств стал небывалый расцвет культуры и искусства.

Литература

Итак, Венеция затмила всех в области культурных достижений. Все жанры искусства вспыхнули в Светлейшей именами, которые составили её славу и необыкновенную притягательность. Все, кроме литературы.

Литература, как самостоятельное направление, не оставила столь заметного следа в социальной жизни республики, как другие жанры. Но литература, как составной элемент театральной драматургии – да, здесь есть по меньшей мере два знаменитых имени.

  • Карло Гольдони. Этот венецианец получил самое блестящее юридическое образование, которое только было возможно в те времена. Его последующая адвокатская практика была весьма успешна. Но с детства Карло был увлечен театром. И постепенно юридическая служба уступила место профессиональной деятельности драматурга. Гольдони называют реформатором итальянского театра.
  • Второе имя: Карло Гоцци. Если считать Карло Гольдони реформатором, то кем тогда был Карло Гоцци? Сейчас бы мы назвали его оппозиционером. Ведь он был неустанным  «певцом» традиционного искусства Венеции комедия дель арте. Гоцци полагал, что лучше этого жанра в театральном искусстве ничего не существует.

Неизвестно, насколько правдива история о споре этих двух литераторов. Суть его заключалась в том, что Гоцци вызвался сочинить пьесу-сказку, сюжет которой будет предельно прост. Но главное условие спора: пьеса должна моментально возыметь признание театральной публики.

И есть все основания полагать, что спор был выигран Карло Гоцци. Потому, что сказка, которую он тогда написал, имеет название «Любовь к трём апельсинам». И сюжет её послужил источником вдохновения для нескольких последующих творческих поколений. Название это живет и по сей день в разных вариациях различных произведений. Вы согласны, что это аргумент?

Архитектура

Архитектуру Венеции в эпоху барокко прославило не одно имя. Но наверно, настоящим «звёздным» зодчим стоит назвать Бальдассаре Лонгена. После ансамбля площади св. Марка, самым известным зданием города является собор Санта-Мария делла Салюте. И этот же собор – самое знаменитое произведение Лонгена.

Из истории вы помните, сколь опустошительными для Европы являлись эпидемии чумы. Не обходила эта беда и великолепную Светлейшую. В 17 веке очередная эпидемия забрала жизни огромного количества жителей – 100000 человек! Цифра кажется невероятной. Чума была мрачным, но популярным персонажем, на карнавалах Венеции «Доктор Смерть» – очень распространенная маска.

искусство венеции

Когда каким-то чудодейственным образом эпидемию удалось остановить, оставшиеся в живых венецианцы захотели увековечить это событие. И было решено построить церковь в честь чудесного избавления от болезни.

Этой церковью и был собор Санта-Мария делла Салюте. Строительство было грандиозным: только для фундамента понадобилось 100 000 000 балок из дерева. Усилия увенчались успехом: элегантное и монументальное здание стало одним из самых заметных украшений города.

искусство венеции

Но украшение – это не то слово, которое может точно обрисовать значение церкви для Венеции. Для горожан она по-прежнему остается памятником и символом. Там до сих пор продолжают служить ежегодную мессу. И как вы можете догадаться, эта месса посвящена победе над страшной болезнью.

Примерно такая же идея заложена и в ежегодном городском празднике Феста делла Салюте. Каждую осень, 21 ноября, собор Санта-Мария соединяют понтонным мостом с площадью Сан Марко. Если вы попадёте в Венецию именно в этот день – вы получаете шанс перейти, а не переплыть Гранд-канал в этом месте.

Заговорив о Гранд-канале, я не могу не вернуться опять к имени Бальдассаре Лонгена. Ведь канал – это не просто транспортная артерия. Это – главный променад Венеции, именно здесь сосредоточены особняки-палаццо венецианской знати. Каждый из этих особняков достоин отдельного рассказа, но мы обратим внимание на два из них. Они, как и все остальные палаццо на Гранд-канале, имеют собственные названия: Ка’Пезаро и Ка’Реццонико. А говорим мы о них потому, что автор этих зданий в традиционном венецианском стиле – архитектор Лонгена.

Живопись

Живопись венецианских мастеров – это предмет для исследований более серьёзных, нежели мои короткие заметки. Поэтому предупреждаю сразу: нисколько не претендую на полноту и объективность в изложении данного вопроса. Хочу только кратенько сказать о таком характерном для Венеции жанре, как ведута.

Итальянское слово «veduto» означает «увидел». Исходя из этого, я себе позволю следующую вольную трактовку: ведутист изображал на своей картине всё, что увидел его глаз, со всеми мельчайшими подробностями и деталями. Впрочем, не так уж и всё. Насколько мне известно, сюжетом для картин-ведут служили только городские виды. То есть:

Ведута – это архитектурный пейзаж, выполненный с документальной точностью.

В Венеции времён барокко особенно сильно звучало имя ведутиста Антонио Каналетто. Он был, собственно, главой венецианской школы ведутистов. Мне хочется сейчас поговорить не так о художественной ценности его полотен, как о другой его необычной заслуге перед потомками.

Дело вот в чём: при выполнении своих работ Каналетто использовал новаторский на то время приём – камеру обскура. Это позволило ему воссоздать городские пейзажи Венеции с практически фотографической точностью.

искусство венеции

К работам Антонио Каналетто обратились современные инженеры и историки, обеспокоенные судьбой Венеции. Увы! Картины художника только подтвердили худшие опасения! Сравнительный анализ запечатленных  Каналетто подробностей (в частности водоросли на камнях набережной) с современным положением дел, позволил сделать неутешительный вывод. С 1727 года Венеция погрузилась в воду на 60 см!

Но если вы думаете, что на этом конец истории с Каналетто – вы ошибаетесь. У художника был ещё племянник Бернардо Беллотто, тоже художник  и тоже ведутист. В молодые годы он обучался у своего авторитетного дяди, но скоро достиг высокого уровня мастерства и стал самодостаточным мастером.

По-видимому, двум таким личностям тесно было работать в одном городе. Тем более что и племянника стали называть Каналетто. Наверно поэтому он покинул Венецию и уехал искать свою публику по другим европейским столицам. В Европе он быстро приобрел популярность и авторитет, работал придворным художником в Дрездене, а потом в Варшаве.

И вот тут самое интересное. Картины Каналетто-старшего подписали приговор Венеции. Картины же Каналетто-младшего спасли Варшаву! После второй мировой войны Варшава была разрушена до основания. Стоял вопрос о переносе польской столицы.

Но варшавяне пожелали восстановить свой город. И в этой операции решающую роль сыграли полотна-ведуты, которые в мельчайших подробностях рассказали, как выглядела старая Варшава.

искусство венеции

Процесс восстановления столицы занесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. И мне кажется, что таким образом отмечен не только новый-старый облик Варшавы, но и огромное значение искусства в нашей жизни.

 

 

Это тоже интересно

Комментарии

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх