Импрессионисты: художники и личности

Импрессионизм — тема для меня особенная и я не раз уже к ней обращалась здесь , здесь и здесь. Но в тех постах можно найти список художников-импрессионистов, названия некоторых их картин и музеев, где эти картины экспонируются. А сейчас мне захотелось немного поговорить об импрессионистах не столько как о художниках, сколько о личностях. Во всяком случае, набралось несколько ситуаций, которые я нахожу занятными.

Справедливости ради замечу, что все эти ситуации черпаются из одного источника — книги Элизабет Ланди  «Тайная жизнь великих художников». Ну и что? Не все же читали эту книгу. Поэтому представьте, что этот пост — краткий и весьма вольный пересказ книги, ну знаете — как вы иногда знакомому какой-то фильм пересказываете:) Итак, что такого «человеческого», а не «великого» мы узнали о некоторых художниках-импрессионистах-личностях?

  • Сомнения и жажда признания

Это сейчас импрессионисты всем известны, а их картины стоят целое состояние. Когда же они только начинали, то очень часто бывали осмеяны и о признании только мечтали… Так, молодой Поль Сезанн желал не то, чтобы продать какое-то из своих произведений, а хотя бы услышать похвальное слово в свой адрес! И когда какой-то случайный прохожий на улице увидел холст Сезанна и высказался о нём одобрительно, художник уже воспринял это как первый успех! Он уговорил незнакомца принять этот холст в подарок (тот, впрочем долго отказывался по причине отсутствия денег, представляю как сейчас рады потомки этого ценителя!) и, окрыленный, побежал рассказывать о своей удаче коллегам-художникам.

Импрессионисты: художники и личности

Поль Сезанн Дом и дерево

Импрессионисты: художники и личности

Поль Сезанн. Вид Овера

  • Амбиции и реальность

В жизни художника Анри Матисса был «русский период»: русский предприниматель и коллекционер Сергей Иванович Щукин заказал Матиссу оформление своего собственного дома художественными панно. Кроме того, живописцу удалось продать в России и другие свои работы, что существенно поправило материальное положение и очень сильно вдохновило его. Вероятно, такой импульс вселил в Матисса надежду на фундаментальную работу, он мечтал расписать какой-либо музей или иное значительное здание. Однако ничего такого не происходило… И вдруг, уже в конце жизни судьба сводит атеиста Матисса с доминиканским священником. Из этого знакомства вырисовывается заказ на оформление Капеллы Чёток для небольшого женского монастыря. Друзья художника были поражены этим специфическим проектом и даже вздумали иронизировать: а почему не бордель? На что Матисс отвечал: заказа не было. Но ирония иронией, а эту свою работу художник характеризовал следующими словами:

работа над Капеллой потребовала от меня четырёх лет исключительно усидчивого труда, и она — результат всей моей сознательной жизни. Несмотря на все её недостатки, я считаю её своим лучшим произведением.

Импрессионисты: художники и личности

Интерьер Капеллы Чёток

  • Одержимость идеей

Далеко не всегда не признанные ещё импрессионисты смиренно ждали благосклонности судьбы. Клод Моне, например, был настолько одержим своей идеей изображать объекты при разном освещении, что смело брал управление ситуацией в свои руки. Ренуар с удивлением, а может с восхищением, описывал следующий случай: Моне решил поработать на вокзале Сен-Лазар. Но для того освещения, что было необходимо ему, требовалось изменить график прибытия одного из поездов. Фантастика? Моне так не считал! Он принял максимально возможный респектабельный вид и направился прямо к директору вокзала. И в разговоре сумел привести такие доводы, что и железнодорожный график изменили, и всё лишнее убрали с платформ, ещё и паровозные топки работали вовсю, чтобы снабдить художника таким количеством дыма, какое только он пожелает! Интересная деталь: ныне вокзал Сен-Лазар является второй по пассажирскому потоку железнодорожной станцией Европы. Но наверно всё же главной гордостью персонала (мне так думается!) можно считать тот факт, что только Моне изобразил этот вокзал на своих полотнах 12 раз. А в 1998 году в музее Орсэ и в Национальной галерее искусства в Вашингтоне проходила выставка «Мане, Моне и вокзал Сен-Лазар».

Импрессионисты: художники и личности

Клод Моне Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда

  • Минуты слабости

Однако и Клод Моне не всегда обладал такой уверенностью и напором. В начале творческого пути, когда импрессионисты не только не были признаны, но ещё и не были импрессионистами как таковыми, художник пытался покорить академические художественные вершины. А именно: пока мерилом признания для него являлся Салон — официальная регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств. И когда в 1869 году Салон в очередной раз отверг соискания Моне, тот так отчаялся. что … бросился в Сену! Это был, конечно же, импульсивный поступок, холодная вода Сены сразу же вернула художника в чувства. Какое счастье — он был неплохим пловцом:)

  • О манерах поведения

Эдгара Дега называли  «живописцем танцовщиц». Но невзирая на то, что балерины и в самом деле были его излюбленными моделями, в этом не замечалось никакой двусмысленности. Никто никогда не злословил об отношениях художника с его натурщицами, о своей личной жизни Дега никому не рассказывал. Он был мастером отстраненным и сдержанным, с хорошими манерами аристократа, хотя порой и раздражительным и ироничным. Рассказывают: на каком-то светском ужине художник оказался рядом с дамой …м-м… не первой молодости, но одетой с претензией на соблазнительность юной девушки. Вероятно, это оскорбляло эстетическое чувство Дега и он не мог этого скрыть. Дама на свою беду, решила ещё и пококетничать, она спросила: вы меня разглядываете? На что получила не вполне вежливый ответ: ах, мадам, я бы дорого дал, чтобы у меня был выбор!

Импрессионисты: художники и личности

Эдгар Дега Голубые танцовщицы

Кое-кто считает недостойным рассматривать личную жизнь публичных людей. Ну-у, если это переходит какие-то этические границы — тогда и я присоединюсь к такому мнению. Но информация, приведенная выше, кажется мне достаточно невинной, не задевающей ничьё доброе имя и репутацию. А то, что она, эта информация, делает мастеров более человеческими и стимулирует расширенный интерес к их творчеству — для меня несомненно. 

Ольга Живило

Поделитесь страничкой:

Похожие записи:

2 Комментарии

  1. Да, если есть идея и человек ею одержим, он на многое способен. По себе знаю, хоть и не художник, но та же одержимость подталкивает на пробежки и прогулки с фотоаппаратом 😉

    • Ольга Живило
      1/12/2017
      Ответить

      Роман, это чудесная одержимость!:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *