alt=”Камни античного Хиераполиса” />

Греческие и римские амфитеатры

Греческие и римские амфитеатры

Если кто вдруг совсем не дружит с историей, я слегка намекну на такой факт: нет в мире другой страны, которая сотворила бы такой культ из искусства, как древняя Греция. Греки боготворили красоту человеческого тела и лица. Для их изображения они с математической точностью рассчитывали идеальные пропорции.

Показателен такой пример: скульптур Кресилай готовился ваять портрет Перикла. Последний отличался как острым умом и внешней красотой, так и благородной душой. Но… к несчастью имел череп не совсем идеальной формы. Греческая скульптура того времени не терпела ни малейших изъянов и мастер надел на Перикла шлем, чтобы скрыть этот недостаток!

alt=”Скульптор Кресалий, бюст Перикла” />
Бюст Перикла, римская копия

Если изображение человека подчинялось таким скрупулезным и придирчивым расчетам, то в архитектуре и подавно греки дотошно высчитывали соотношения всех элементов. Они очень умело использовали в своих строениях правило «золотого сечения».

Когда Греция была завоевана римлянами произошло следующее. Древние римляне, хоть и были напыщенными аристократами, однако таким утонченным вкусом не обладали. По натуре это были скорее «солдафоны». Искусство Греции пленило их. Кто-то когда-то сказал: победители сдались на милость побежденным, ну или как-то так. Имеется в виду, что римские мастера выглядели по сравнению с греческими как ученики, старательно копирующие произведения учителя.

Обращали вы когда-нибудь внимание на то, что практически все самые знаменитые античные скульптуры – это римские копии греческих оригиналов? Я полагаю, что это просто счастье. Потому, что произведения искусства древней Греции сохранились очень плохо, катастрофически плохо. И мы имеем хотя бы копии прославленных работ.

Вы же не надеетесь, что я попытаюсь охватить все сферы этой темы, которой посвящены многотомные труды? Я и сама понимаю всю легковесность своих рассуждений. Но хочется мне ещё немного поговорить вот о чём: амфитеатры.

Театры и амфитеатры

Вы уже догадались? Площадки для массовых зрелищных представлений под открытым небом придумали тоже греки. Все свои религиозные праздники, все ритуальные события, все состязания типа Олимпийских и Пифийских Игр греки сопровождали театральными спектаклями. Да что там спектакли! Они устраивали соревнования не только музыкантов и поэтов, но даже философов. Для всех этих мероприятий они и возводили свои театры.

alt=”Театр в древнегреческом городе Дельфы” />
Руины театра в древнегреческом городе Дельфы

Конструкция была стандартной. Выбиралось место с естественной возвышенностью, у подножия холма располагалась сцена – орхестра, а на склонах устраивались зрительские места в виде длинных рядов, полукругом обхватывающих сцену.

По-другому поступили римляне. В этом деле тоже проявился их более грубый вкус. Если греки тяготели к представлениям трагедий и комедий, то римляне всех сословий обожали наблюдать жестокие битвы гладиаторов и зверей. Недостатка в зрителях не было. Как и недостатка в дешевой рабочей рабской силе.

Поэтому древние римляне начали возводить сооружения гораздо большей вместимости. Они как бы соединили вокруг сцены два полу-круга, получив тем самым амфитеатр (дословно: двойной театр). Не стали римляне мелочиться и на экономии при возведении искусственного уклона, их амфитеатры, безусловно, представляют уже куда как более сложные инженерные конструкции.

Амфитеатры сегодня

Это поразительно и удивительно, но список сохранившихся до наших дней строений весьма внушителен. Некоторые, правда, находятся в состоянии, которое можно охарактеризовать не иначе как «благородные руины». Но мне, кстати, и они дороги, да что там – бесценны. Но есть и такие, которые сохранили всё своё величие и функциональные свойства. В них периодически устраиваются самые представительные концерты и фестивали.

Не претендуя на максимально полный охват, я сейчас коротко перечислю те замечательные амфитеатры (на самом деле и театры тоже, но я применяю распространенный и не совсем точный термин — амфитеатры), о которых читала и даже видела собственными глазами!

  • Самый-самый: амфитеатр Флавиев в Риме. Мы все его знаем как Колизей. Был у меня приятель-итальянец, он как-то сказал мне, что живёт в частном особняке, построенном в 15 веке. Своё недоверие к сказанному я, вероятно, скрывала очень плохо. А итальянец по-своему удивляется: ты же знаешь, что Колизей стоит уже 2000 лет, так почему мой дом не может простоять 500?!
alt=”Амфитеатр Колизей в Риме” />
Фотография в стиле»Я и Колизей»:)
  • В болгарском Пловдиве, видела хорошо сохранившийся амфитеатр, в нем регулярно бывают концерты (я в такой день –увы! – не попала!)
alt=”Амфитеатр в Пловдиве, Болгария” />
Прекрасно сохранившийся амфитеатр в Пловдиве
  • Моё особое воспоминание: турецкий городок Памукале. Место потрясающее. Кроме уникальной природной достопримечательности (о ней – в другой теме), я в полной мере наслаждалась там зрелищем руин античного Хиераполиса. И само собой разумеется – амфитеатра. Он в достаточно хорошем состоянии, там тоже бывают концерты, но мы тоже на них не попали… Зато мы пошли туда ночью, перелезли через ограждение, пробрались на сцену… Это фантастические ощущения…
alt=”Камни античного Хиераполиса” />
Руины античного Хиераполиса
alt=”Ночная сцена амфитеатра” />
Ночью, на сцене амфитеатра

 

  • Наверно, самое пышное место, где проходят самые престижные мероприятия – это Арена ди Верона. Находится, как вы можете догадаться, в итальянском городе Верона . Увы, поездка туда у меня сорвалась самым неблагоприятным образом. Пока я там не побывала, но видео-ролики оттуда достойны самого восхищенного внимания.

Ну вот, пока всё. Взбудоражила сама себя этими воспоминаниями. Пожалуй, пора в новое путешествие, новое культурное исследование!

Это тоже интересно

Комментарии

  • Никогда не думал, что греческие театры и римские амфитеатры — это разные по конструкции и времени строения!

    • Да-да, причём они разительно различаются ещё по одному критерию: римские намного лучше сохранились.

  • […] Амфитеатр был построен в 1 веке до н.э. во времена правления Августа и находится за пределами города. Его внешняя структура состоит из блоков известняка. Здесь как и в римском Колизее проходили морские сражения, используя воду реки Адидже, с помощью которой заполняли амфитеатр, используя сложную систему трубопроводов. […]

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх