Эдвард Мунк, Крик

В истории мирового искусства есть произведения, которые не поражают с первого взгляда своей красотой или идеальными пропорциями, вычисленными по принципу «золотого сечения». Напротив, они могут быть отталкивающими и даже — прямо скажем — уродливыми. Но при этом имеют оглушительную известность и репутацию некой иконы. Именно такова картина Эдварда Мунка Крик.

Сюжет Крика, различные версии

Эдвард Мунк, КрикКартина представляется очень простой по сюжету, схематичной и примитивной. Никакого реализма, искаженное в крике лицо, которое и человеческим-то трудно назвать. Некоторые искусствоведы считают, что это кричащее существо Мунк написал под впечатлением от увиденной на выставке перуанской мумии. Во всяком случае, и поза, и прижатые к щекам руки, и лицо — всё это вместе действительно похоже на ту мумию, которая экспонировалась на Всемирной выставке в 1889 году. А картина Крик была написана в 1893 году.

Но ассоциация мумия — кричащий человек, не единственная. Ведь кроме этого бесполого существа на переднем плане и двух удаляющихся мужских фигур в конце моста, в сюжете присутствует и другое действующее лицо — пейзаж. Художник имел первоначальное название для своего произведения — Крик природы. Закат солнца сделал фон картины кроваво-красным и это создаёт впечатление, что кричит не только этот человек. кричит всё вокруг. Долгое время считалось, что так сработала фантазия художника. Но относительно недавно появилась новая версия — объективная ли, или просто «притянутая за уши» — по поводу этого зловещего красного неба. И версия эта весьма реалистична. Она основана на факте извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Тогда необыкновенные красные сумерки наблюдались по всей Европе на протяжении долгого времени. И если попытаться географически привязать Крик к каким-то координатам (например, руководствуясь изображенным Осло-фьордом), то как раз и получится, что красное небо на картине расположено в стороне источника этих вулканических сумерек. Впрочем. не стоит сильно увлекаться этой версией, ибо она всего лишь версия:).

Причины знаменитости Крика

А не кажется ли вам, что подобную работу мог выполнить и подросток? мне — да, порой кажется. И я снова и снова задаю себе вопрос: даже не почему картина приобрела такую известность, а как вообще её могли заметить? Может быть, о ней заговорили после того, как Крик побил в 2012 году рекорд, как самое дорогое произведение искусства? Тут необходимо внести ясность: произведение существует в 4-х версиях, которые выполнены маслом и пастелью. Три вариации находятся в музеях и единственная версия — в частной коллекции. Вот она-то и побила — на момент продажи на аукционе — рекорд: 119 млн 922 тыс. 500 долларов.

И всё же я прихожу к выводу, что если технически рядового зрителя Крик ничем особенно не поражает, то эмоционально — это просто какой-то взрыв. И вот такой силы эмоции и чувства вряд ли по силам незрелому человеку. Наверно, стоимость картины, а соответственно степень её шедевральности (или же наоборот — поменяйте местами) кроется в этом концентрированном сгустке чувств. Вспомним ещё раз: Крик был создан в конце 19-го века.  И меня лично потрясает гениальная прозорливость Мунка, который как какой-то провидец ужаснулся, заглянув в век грядущий: две мировые войны, революции, перевороты, потрясения… Наверно, в этом и кроется главная причина громкой славы Крика.

Ольга Живило

Поделитесь страничкой:

Похожие записи:

12 Комментарии

  1. Видела эту картина в Осло, в музее Мунка. Странное впечатление, даже кажется что о ней больше говорят и приписывают какие-то качества чем есть на самом деле.

    • Ольга Живило
      4/2/2016
      Ответить

      Ну да, для меня так и остаются непостижимыми тайны, отчего некоторые произведения становятся иконами стиля?!

  2. Знаменитая картина, но меня она не трогает. Мне что-нибудь попроще: пейзажи, портреты.

    • Ольга Живило
      4/3/2016
      Ответить

      Оля, аналогично!:)

  3. А меня картина пугает: кажется, что инопланетяне захватили Землю…. Жуть!

    • Ольга Живило
      4/4/2016
      Ответить

      Некоторые про это кричащее существо так и говорят: то ли эмбрион, то ли сперматозоид, то ли гуманоид:)

  4. На меня отдельные полотна воздействуют непосредственно, вызывая какое-то волнение и притяжение. А некоторые, хоть и всемирно известные, не трогают никак. Интересно бы было оказаться перед полотном Мунка.
    Недавно смотрела выставку Фриды Кало (виртуально) . Ее «Разбитая колонна» меня пронзила, а та картина, где ее муж изображен в образе цыпленка, вообще не заинтересовала, хотя и она является известной работой.

    • Ольга Живило
      4/21/2016
      Ответить

      О-о, Фрида Кало — это личность! Очень сильная и пронзительная история, я бы с удовольствием посмотрела её картины!

  5. Как говорит моя подруга художница, написать картину — мастерство, а дорого её продать — это искусство. Не понимаю художественной ценности «Крика» Мунка .

    • Ольга Живило
      4/21/2016
      Ответить

      Да-да-да, я тоже думаю, что хорошо продать — это коммерческий талант, который может быть не чаще встречается, чем талант художника!

  6. Привет. Наверное, чтобы понять ее силу надо видеть воочию. Однако, мне кажется, что восторги зависят от воображения зрителя. А именно насколько он впечатлителен. Поэтому придумать можно, что угодно. И войны и другие потрясения.
    Фильм «Неприкасаемые» смотрела? Там один парень — негр, тьфу на меня, сын бы поругал и сказал: папа он не негр — он афроамериканец, так вот, он ухаживает за одним очень богатым инвалидом. Герой малюет какую-то мазню, которую потом продают за бешеные деньги. Подают ее на рынок, позиционируя, как работу очень перспективного автора, ни и что-то там еще.. Так и здесь. Художник в депрессии намалевал силуэты, накидал красок — все душевный порыв — высокое искусство..
    Ну вот так как-то

    • Ольга Живило
      6/23/2017
      Ответить

      Та я-то во всем с тобой согласна. Но мне непонятно, как такое огромное количество зрителей и специалистов-искусствоведов могут подпасть под эту «магию» ?Почему гораздо более гармоничные картины не пользуются таким бешеным успехом?
      А фильм — да, смотрела, люблю его. Эпизод с картиной — да, как раз прекрасно иллюстрирует этот феномен:)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *