Эдвард Мунк, Крик

Эдвард Мунк, Крик

Эдвард Мунк, Крик

В истории мирового искусства есть произведения, которые не поражают с первого взгляда своей красотой или идеальными пропорциями, вычисленными по принципу «золотого сечения». Напротив, они могут быть отталкивающими и даже — прямо скажем — уродливыми. Но при этом имеют оглушительную известность и репутацию некой иконы. Именно такова картина Эдварда Мунка Крик.

Сюжет Крика, различные версии

Эдвард Мунк, КрикКартина представляется очень простой по сюжету, схематичной и примитивной. Никакого реализма, искаженное в крике лицо, которое и человеческим-то трудно назвать. Некоторые искусствоведы считают, что это кричащее существо Мунк написал под впечатлением от увиденной на выставке перуанской мумии. Во всяком случае, и поза, и прижатые к щекам руки, и лицо — всё это вместе действительно похоже на ту мумию, которая экспонировалась на Всемирной выставке в 1889 году. А картина Крик была написана в 1893 году.

Но ассоциация мумия — кричащий человек, не единственная. Ведь кроме этого бесполого существа на переднем плане и двух удаляющихся мужских фигур в конце моста, в сюжете присутствует и другое действующее лицо — пейзаж. Художник имел первоначальное название для своего произведения — Крик природы. Закат солнца сделал фон картины кроваво-красным и это создаёт впечатление, что кричит не только этот человек. кричит всё вокруг. Долгое время считалось, что так сработала фантазия художника. Но относительно недавно появилась новая версия — объективная ли, или просто «притянутая за уши» — по поводу этого зловещего красного неба. И версия эта весьма реалистична. Она основана на факте извержения вулкана Кракатау в 1883 году. Тогда необыкновенные красные сумерки наблюдались по всей Европе на протяжении долгого времени. И если попытаться географически привязать Крик к каким-то координатам (например, руководствуясь изображенным Осло-фьордом), то как раз и получится, что красное небо на картине расположено в стороне источника этих вулканических сумерек. Впрочем. не стоит сильно увлекаться этой версией, ибо она всего лишь версия:).

Причины знаменитости Крика

А не кажется ли вам, что подобную работу мог выполнить и подросток? мне — да, порой кажется. И я снова и снова задаю себе вопрос: даже не почему картина приобрела такую известность, а как вообще её могли заметить? Может быть, о ней заговорили после того, как Крик побил в 2012 году рекорд, как самое дорогое произведение искусства? Тут необходимо внести ясность: произведение существует в 4-х версиях, которые выполнены маслом и пастелью. Три вариации находятся в музеях и единственная версия — в частной коллекции. Вот она-то и побила — на момент продажи на аукционе — рекорд: 119 млн 922 тыс. 500 долларов.

И всё же я прихожу к выводу, что если технически рядового зрителя Крик ничем особенно не поражает, то эмоционально — это просто какой-то взрыв. И вот такой силы эмоции и чувства вряд ли по силам незрелому человеку. Наверно, стоимость картины, а соответственно степень её шедевральности (или же наоборот — поменяйте местами) кроется в этом концентрированном сгустке чувств. Вспомним ещё раз: Крик был создан в конце 19-го века.  И меня лично потрясает гениальная прозорливость Мунка, который как какой-то провидец ужаснулся, заглянув в век грядущий: две мировые войны, революции, перевороты, потрясения… Наверно, в этом и кроется главная причина громкой славы Крика.

Это тоже интересно

Комментарии

  • Видела эту картина в Осло, в музее Мунка. Странное впечатление, даже кажется что о ней больше говорят и приписывают какие-то качества чем есть на самом деле.

    • Ну да, для меня так и остаются непостижимыми тайны, отчего некоторые произведения становятся иконами стиля?!

  • Знаменитая картина, но меня она не трогает. Мне что-нибудь попроще: пейзажи, портреты.

  • А меня картина пугает: кажется, что инопланетяне захватили Землю…. Жуть!

    • Некоторые про это кричащее существо так и говорят: то ли эмбрион, то ли сперматозоид, то ли гуманоид:)

  • На меня отдельные полотна воздействуют непосредственно, вызывая какое-то волнение и притяжение. А некоторые, хоть и всемирно известные, не трогают никак. Интересно бы было оказаться перед полотном Мунка.
    Недавно смотрела выставку Фриды Кало (виртуально) . Ее «Разбитая колонна» меня пронзила, а та картина, где ее муж изображен в образе цыпленка, вообще не заинтересовала, хотя и она является известной работой.

    • О-о, Фрида Кало — это личность! Очень сильная и пронзительная история, я бы с удовольствием посмотрела её картины!

  • Как говорит моя подруга художница, написать картину — мастерство, а дорого её продать — это искусство. Не понимаю художественной ценности «Крика» Мунка .

    • Да-да-да, я тоже думаю, что хорошо продать — это коммерческий талант, который может быть не чаще встречается, чем талант художника!

  • Привет. Наверное, чтобы понять ее силу надо видеть воочию. Однако, мне кажется, что восторги зависят от воображения зрителя. А именно насколько он впечатлителен. Поэтому придумать можно, что угодно. И войны и другие потрясения.
    Фильм «Неприкасаемые» смотрела? Там один парень — негр, тьфу на меня, сын бы поругал и сказал: папа он не негр — он афроамериканец, так вот, он ухаживает за одним очень богатым инвалидом. Герой малюет какую-то мазню, которую потом продают за бешеные деньги. Подают ее на рынок, позиционируя, как работу очень перспективного автора, ни и что-то там еще.. Так и здесь. Художник в депрессии намалевал силуэты, накидал красок — все душевный порыв — высокое искусство..
    Ну вот так как-то

    • Та я-то во всем с тобой согласна. Но мне непонятно, как такое огромное количество зрителей и специалистов-искусствоведов могут подпасть под эту «магию» ?Почему гораздо более гармоничные картины не пользуются таким бешеным успехом?
      А фильм — да, смотрела, люблю его. Эпизод с картиной — да, как раз прекрасно иллюстрирует этот феномен:)

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх