Безобразная герцогиня

Была ли графиня Тироля Безобразной герцогиней?

Была ли графиня Тироля Безобразной герцогиней?

Ну вот, побывала в северной Италии. Италия-то северная, но территория на севере страны — это самый нижний, самый южный кусочек Тироля. И кроме осмотра всяких немыслимых красот я там зацепила ещё темку — старинные тирольские семейства, Траутмансдорфы например. Пока что-то там выискивала про Траутмансдорфов, натолкнулась на интереснейший феномен под названием безобразная (или уродливая) герцогиня. И уж тут открылось столько всяких аспектов, что грех не покопаться в этом:)

Карикатура

Слово карикатура, как оказалось, имеет итальянские корни. Caricare означает нагружать, преувеличивать. Почему ж и тут не обошлось без Италии? Да потому что основателями этой формы искусства считают итальянских живописцев — братьев Агостино и Аннибале Каррачи. И про Леонардо да Винчи тут можно вспомнить. С одной стороны маэстро неустанно искал идеальные пропорции человеческого тела, результат этих поисков визуально зафиксирован в знаменитом рисунке Леонардо Витрувианский человек:

Безобразная герцогиня

С другой стороны художник питал интерес к исследованию всякого рода аномалий в человеческом облике — это как бы обратная сторона медали. И один из ранних рисунков Леонардо можно тоже считать одной из первых карикатур:

Безобразная герцогиня

Это я так — кратенько о карикатуре, возможно кое-кто и так уже недоумевает: к чему я веду? Я всё объясню чуть позже, а пока не могу удержаться от описания такого крайне любопытного факта. Бонопарт Наполеон очень болезненно воспринимал карикатуры на себя. Поэтому во время Отечественной войны 1812года, гениальный Михаил Кутузов придумал дополнительный вид оружия: психологическая кампания против врага с использованием карикатур на императора!

Уродливая герцогиня

Искусствоведы предполагают, что существовала ранее какая-то неизвестная нам картина, которая послужила источником сюжета как для Леонардо, так и чуть позже для другого художника — Квентина Массейса из Фландрии. Предположительно в 1513 году он создал картину под названием Уродливая герцогиня.

Безобразная герцогиня
Квентин Массейс Уродливая герцогиня. ок. 1513

И это, конечно же, насмешка, карикатура! Мало того, что умышленно и утрированно деформированы все черты лица — это бы ещё ладно, можно поверить , что природа так распорядилась. Но это показное кокетство: оголенная грудь, корсаж, алый бутон в руке — при том, что герцогиня, мягко говоря, не молода и не прекрасна собой!

Но можно ли считать картину портретом? Изобразил ли художник реальную даму? На этот счет существует два взаимоисключающих ответа:

  1. Нет. Это как бы собирательный, абстрактный образ. Как Витрувианский человек служит эталоном идеальных пропорций, так Безобразная герцогиня напротив собрана из отдельных черт, каждая из которых есть противоположность идеалу красоты. Доказательством этой версии может послужить наличие идентичных изображений у разных художников. Кроме уже упомянутых работ Леонардо и Массейса, практически то же лицо встречается и у Вацлава Холлара в «Королеве Туниса», и в иллюстрациях к Алисе в стране чудес у Джона Тенниела.
  2. Да. Этот ответ более подобен народным преданиям. Но преданиям очень распространенным. Кого же считают прототипом Уродливой герцогини? А вот кого — графиню Маргариту Маульташ, последнюю правительницу независимогоТироля.
Безобразная герцогиня
Вацлав Холлар, Королева Туниса
Безобразная герцогиня
Джон Тенниел, иллюстрация к Алисе в стране чудес

Маргарита Маульташ

Лично я склонна поддерживать первую версию, невзирая на свою любовь ко всякого рода легендам. Есть и другая причина для такого моего мнения: если в историческом описании я встречаю названия мест, где побывала лично — для меня эти места и люди, их населявшие, становятся как бы родными. А читая про Маргариту, я встретила два названия — Больцано и Мерано. Я ведь только что оттуда и не просто побывала, а неумно восхищалась! Поэтому первый эмоциональный порыв: защитить Маргариту от этой исторической клеветы!

Но что ещё пишут? Существует устойчивая традиция, согласно которой эту графиню считают самой, мягко говоря, несимпатичной женщиной в истории. В своё время с огромным интересом и удовольствием читала «Безобразную герцогиню» Л. Фейхтвангера. Эта книга о ней, о Маргарите Маульташ. И там она описана как какая-то безобразная жаба. Но была ли Маргарита действительно так некрасива в жизни? Боюсь, этого мы не узнаем уже никогда. Но во всяком случае, и так безоговорочно принимать факт её уродства я тоже не собираюсь. Потому как имеются — достоверные или нет — свидетельства современников: она была если не красавицей, то весьма привлекательной особой. На портрете 16-го века графиня Тироля изображена такой себе симпотягой:

Безобразная герцогиня
Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века

Сдаётся мне, что слухи о внешнем уродстве были вызваны скорее всякими эпатажными событиями из жизни этой женщины. Весьма скандальным оказался её  первый брак, за ним последовали войны, отлучение от церкви, отречение от своих владений, запрет на посещение Тироля в конце жизни. Маргарита имела и политических противников, и личных недоброжелателей. Думается, что всё это вместе взятое и заклеймило графиню, как самую уродливую женщину…

 

Это тоже интересно

Комментарии

  • Думала ли она, что войдет в историю и о ней будут вспоминать спустя столетия. Поистине талант художника безграничен, раз он смог оставить память о человеке на века. А ты сама как? Увиденное впечатлило? Мне кажется это ни с чем не сравнимое удовольствие стоять рядом с подлинной картиной мэтра. Ни одна, даже самая лучшая, иллюстрация не сравнится с оригиналом.

    • Олег, я немного запутала читателя:) Сама я только побывала в Тироле, но оригинал картины не видела — он хранится в Лондоне. Но на счет:

      Мне кажется это ни с чем не сравнимое удовольствие стоять рядом с подлинной картиной мэтра. Ни одна, даже самая лучшая, иллюстрация не сравнится с оригиналом.

      совершенно согласна. Пусть я не видела именно Уродливую герцогиню в оригинале, но я видела кое-какие другие известные работы, это действительно чудо!

  • Ольга, я никогда не интересовалась портретом Маргариты. Читала о ее жизни но после вашей статьи решила посмотреть все варианты ее портретов. А их много! И такой уродливый только один. Есть другой — круглолицая дама лет 40, в тюрбане. Этот мне нравится больше, хотя и не красавица, но и не «трансвестит».
    Насчет полотен мастеров — согласна, перед Сикстинской мадонной (Дрезден) можно можно стоять часами.
    Спасибо за рассказ!

    • Да вот этот самый уродливый наверняка и не есть портрет Маргариты, а так — анти-идеал красоты!

  • Вообще раньше люди были не такие красивые как в современном мире :))

    • Ой, ну тут не могу с вами согласиться! Судя по картинам старых мастеров, было как раз очень много красавиц и красавцев.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вверх